+ 10.01.2003> В Москве прошли сразу две бесполезные выставки дизайна, часть 2

 

 

Про выставку-конкурс «Дизайн-2002» мы написали в первой части. Вторая будет посвящена мероприятию с малопонятным названием «Первый московский форум «Дизайн в промышленности».

Предчувствие не обмануло

С самого начала закрадывалось подозрение, что нечего там делать. Проблемы начались с попытки узнать программу мероприятий. В сети было найдено только объявление о выставке и телефон оргкомитета. Ни подробной информации, ни даже контактного e-mail. Звоним в оргкомитет (который, судя по всему, базировался во ВНИИТЭ). Там заявляют, что электронной почты у них нет (!), а информацию через пару часов (!) распечатают и вышлют на факс. Ни через пару часов, ни через пару дней ничего не появилось. После пяти или шести настойчивых звонков и отфутболивания по замкнутому кругу информация все-таки пришла. Через неделю. По электронной почте, как ни странно.



Что ждало пришедших в Сокольники, в павильон №2? Крохотные, хаотично расставленные выставочные боксы под тусклым мертвенным светом ртутных ламп. Фирменный стиль? Оформление выставочного пространства? Какое там! Поставили стенку, повесили или приткнули под нее несколько планшетов с макетами – вот вам и экспо.



Мало того, что и здесь все было собрано в кучу, так еще и большая часть экспонатов была 20-30 летней давности. Пронафталиненные макеты с АЗЛК, черно-белые фотографии древних достижений ВНИИТЭ (повешенные на высоте метров так 5-6, кое-где вверх ногами)…



Возможно, выставочная часть задумывалась организаторами как некий довесок к заседаниям на разные темы. Но по словам тех, кто успел поприсутствовать на семинарах и круглых столах, ничего нового и примечательного и здесь не происходило.

Да, было несколько интересных планшетов с работами автодизайнеров из МАМИ и Строгановки, со скетчами Долматовского и Розанова. Был стенд Лаборатории Виктора Фрейденберга с его электрорастениями, приехавшими с недавней выставки в Лондоне. Увы, не они определяли общий характер увиденного, а ископаемые останки советского дизайна в антураже постсоветской разрухи. Желающие могут взглянуть на фотографии.

Уже после пяти минут хотелось поскорее покинуть это прибежище маразма. Но тут как раз началось награждение, и любопытство одержало временную победу.

Золотой робокоп с крыльями как символ отечественного дизайна

Группа людей, в основном предпенсионного возраста, скучковалась около сцены. Время от времени кого-то приглашали к микрофону и вручали нечто блестящее. Награждающая сторона через слово со значением употребляла прилагательное «московский», очевидно, для того, чтобы присутствующие осознали всю глубину отличия Союза дизайнеров Москвы от прочих: «Вот я Вам вручаю эту замечательную вазу (пауза) московскую…». Награжденные в ответ толкали длинные пафосные речи. «А где же молодежь?» – вопрошал один из них. М-да… Молчать, поручик! Не сказать что молодежи не было совсем. Была, но не среди участников, а среди немногочисленных зрителей, недоуменно взиравших на это странное действо.

Наверное, многие из вас помнят, как выглядит приз «Виктория», вручаемый Союзом дизайнеров России. Он похож на диагноз отечественному дизайну: окрыленное существо с сомнительными пропорциями, к тому же без головы. Но там есть хотя бы честный кусок металла, которым можно в случае чего придавить стопку бумаг или крепко двинуть по чайнику.

Так «Виктория» – настоящий шедевр по сравнению с тем, что довелось лицезреть в Сокольниках. Союз дизайнеров Москвы «переплюнул» всех и придумал дарить «позолоченное» пластмассовое чудище с головой робокопа и крыльями, по пояс засунутое в покрышку от грузовика (см. на фото).


Более издевательской и антидизайнерской «награды» придумать уже вряд ли возможно. Дополнительные описания и комментарии излишни.

Паразиты среди нас

Все это было бы смешно, развлекайся устроители на свои деньги. Но нет. Видя, что к теме промышленного дизайна возникает интерес, они выбили на мероприятие бюджетные средства у Правительства Москвы (т.е. деньги налогоплательщиков). Ни копейки не вложили в должную организацию и рекламу. Плюс с остальных участников собрали энную сумму неизвестно за что, ведь на выставке почти не было зрителей, совсем не было прессы – ни о какой, даже минимальной отдаче от участия в таком мероприятии и речи быть не может.

Налицо пока мелкий, но весьма доходный вид паразитизма. И не стоит надеяться, что дело касается только тех, кто сегодня клюнул на удочку устроителей и расстался с деньгами. Да, свадебные генералы от дизайна никому не нужны, они давно остались на обочине реального дизайн-процесса. Но сегодня они отчаянно пытаются присосаться обратно. Чтобы доить финансовые потоки, набирать утраченную силу, и, в конце концов, перекроить только формирующийся рынок промдизайна в свою пользу, создав бюрократические препятствия его независимым участникам.

В наших интересах не дать им этого сделать.


No pasaran?

Как этого добиться? Очень просто. Никогда не участвовать в их затеях. Не вскармливать заработанными деньгами и вниманием. Не делегировать им полномочия представлять свои интересы. Не принимать из их рук награды, не отдавать им право оценивать свою работу и устанавливать правила игры. Не молчать, а информировать всех, кого нужно, о том, что реальный дизайн и подобного рода союзы не имеют между собой ничего общего.

Этого достаточно. Соблюдайте простейшие правила гигиены – и паразиты будут не страшны.


Александр Матвеев

Всех, кому интересна эта тема, приглашаем на форум, чтобы обсудить ее в разделе «Кухня».

Вместо эпилога – две статьи Дмитрия Азрикана о состоянии дел в отечественном дизайне. Одна – «Уйти, чтобы вернуться» – датирована 1991 годом. Другая – «Вычесть временное из постоянного» была напечатана в 2000-м. Полезно почитать, чтобы расставить точки над «i».

 
up
 
 
 © designet.ru, 2000-2003
 
 

Rambler's Top100
Rambler's Top100