Владимир Пирожков
 
  1. «Жизнь внутри», © ELLE №41, март 2000, русская редакция
2. «Знай наших», © VOGUE №3, март 1999, русская редакция
3. «Приколы Володи Пирожкова», © Авторевю №24, 1999
4. «Салонный художник», © Коммерсант Деньги, №11 (315) 21 марта 2001
 
 

 

  Знай наших
 
  Это рубрика о тех, кто родился и вырос в России, но карьеру сделал за ее пределами. Владимир Пирожков - первый русский дизайнер во всем французском машиностроении. Он дизайнер Citroen, и ему тридцать лет. В Париже с Пирожковым увиделась Ольга Ярцева.

Володя Пирожков встречает меня субботним утром в своей небольшой парижской квартирке неподалеку от Булонского леса. В доме нет ничего лишнего. Володя не любит перегружать свою жизнь ненужными деталями: они мешают фантазии. А фантазия - это его ремесло: "Мне все время приходится обживать будущее, чтобы представить себе, на чем там будут ездить. Вот, например, на такой машине". Передо мной на высокой металлической подставке - странное устройство, словно сошедшее со страниц романов Айзека Азимова. Этакий стальной краб с темно-синими стеклами-глазницами. "Это мой дипломный проект в ArtCenter. - с гордостью говорит Володя. - Автомобиль, который сойдет с конвейера Citroen через 15-20 лет". Володя действительно взял за основу этой модели краба, который может передвигаться не только взад-вперед, но и боком. А в настоящей жизни любимое животное Володи - трехцветная кошка Тося: "Собак я не люблю - они очень предсказуемы. А кошки независимы и способны на самый неожиданный поступок".
 
 
 
 

Весной 1990 года Володя Пирожков. студент четвертого курса факультета промышленного дизайна Свердловского архитектурного института, прочел в "Комсомолке" заметку о знаменитом швейцарском дизайнере Луиджи Колани. Рядом была помещена фотография, на которой Колани был изображен на фоне новой модели Chevrolet Corvett. Володя показал заметку своему другу-однокурснику: "Посмотри, какая космическая машина! Вот где настоящий дизайн! А мы здесь тракторами и бульдозерами занимаемся..." И друзьям пришла в голову безумная по тем временам мысль: а почему бы не написать господину Колани о своих идеях и не предложить ему поработать вместе?

Телеграмму из Берна с приглашением от самого Колани на двухмесячную стажировку Володя и Сергей восприняли как послание с другой планеты. Сильное впечатление телеграмма произвела и на администрацию института: в закрытом советском городе с восемью сотнями оборонных предприятий студенты подобных приглашений еще не получали. По "железный занавес" уже поднимался. и институт не стал препятствовать поездке и даже оплатил дорогу до Берна. Два месяца стажировки обернулись двумя годами в Швейцарии, а результаты работы в фирме знаменитого дизайнера легли в основу дипломов, успешно защищенных в родном свердловском институте. Потом - конкурсные экзамены в одну из престижных частных школ дизайна в Швейцарии. Art Center College of Design. Володя выиграл конкурс и получил не только возможность учиться бесплатно (стоимость двухгодичного обучения в школе - 120 тысяч долларов!), но и спонсорство от Citroen с условием последующей работы в фирме.

О "швейцарском периоде" своей жизни Володя вспоминает охотно и увлеченно. Его "пиратская" черно-белая шелковая бандана смотрится при этом вполне естественно: - Мы же все здесь пираты, мы пришли их брать на абордаж. И шансов у нас очень много. Когда я приехал, Колани казался волшебником Изумрудного города. Великим Гудвином. И внешность у него была сказочная: широкоплечий великан с огромными усами, из которых всегда торчала большая дымящаяся трубка. У него постоянно возникали какие-то невероятные идеи. Однажды в субботу - а мы в это время возились с новой моделью машины, и на нас были рабочие комбинезоны, заляпанные маслом и краской, - он ворвался к нам и громогласно сообщил, что устраивает пир в одном из шикарных ресторанов Берна. Но при одном условии: мы выезжаем сейчас же, не переодеваясь. И через несколько минут вся наша команда едет в черном Rolls Royce немыслимых размеров, каких во всем мире не больше сотни, в салоне, обитом яркой желтой кожей, играет японская музыка, а мы, в перепачканных разноцветной краской комбинезонах, похожи на бродячих цирковых артистов...

- Чему тебя научила швейцарская школа? - Философии дизайна. Колани известен своим так называемым биодизайном, поиском связи между формами живого и неживого мира. Когда мы разрабатывали компьютерную клавиатуру для фирмы Olivetti, Колани предложил каждому из нас назвать то, до чего человеку всегда очень хочется дотронуться и на что можно удобно положить руки. Мы стали гадать: мяч, вата, подушка... Оказалось -женские бедра. Володя считает, что на свете нет бесполых вещей. Мир машин для него, прежде всего, - женский: "На многих языках машина - женского рода. Для мужчины машина зачастую является психологической заменой женщины, он с радостью - за ней ухаживает, украшает ее всякими безделушками. Да и названия машин похожи на женские имена. Мерседес - это имя девочки, дочери финансиста Даймлера Бенца. Потом это имя перестало существовать, поскольку стало ассоциироваться с машиной. Правда, есть и "мужские" названия, например, наш КамАЗ или КрАЗ".

Пока я напрягаю фантазию, чтобы представить себе историю любви между маленькой изящной Маздой и могучим КрАЗом, воображение моего собеседника уже переключилось на другие ассоциации, построенные по принципу: "скажи мне, на чем ты хочешь ездить, и я тебе скажу кто ты". Я спрашиваю:
- На чем предпочитают ездить молодые люди из парижской богемы?
- На Audi A3. А самые бойкие - на BMW.
- А менеджеры-прагматики?
- На Peugeot 605.
- Эмансипированная женщина?
- Она предпочтет маленький Mercedes SLK, Mercedes 500 купе, BMW третьей серии или Audi A3.
- Ну, а самые большие начальники? Министры, президенты?
- Во Франции президенты обычно ездят на Citroen. Ширак, например, ездит на Citroen SM. Кстати, такая же машина была в коллекции Брежнева.
- А на чем предпочитает ездить дизайнер Владимир Пирожков? - Я собираюсь купить себе Mercedes 300. Вообще-то на нем ездят таксисты. И скоро буду ездить я. По одной простой причине: он не ломается. А я люблю машины, которые не ломаются, на которых можно ездить в дальние путешествия.

В последнее время Володя всерьез увлекся Японией и начал учить японский язык, в надежде понять, каким образом эта закрытая культура может создавать машины, которые нравятся всем. Он даже не исключает для себя возможности поработать в японской фирме. Он вообще не исключает никакой возможности. И любит только русских женщин, которым не надо все время объяснять, что такое "пионерский лагерь" или сгущенное молоко. Правда, тут обнаруживается логическое противоречие, которое я и предъявила Володе: "Ты считаешь, что машина - это женщина. Ты предпочитаешь исключительно русских женщин. Тогда почему ты ездишь только на западных машинах?". Володя даже не пытается спорить: "Да, действительно в этом нет никакой логики - любить русских женщин и ездить на западных машинах. Впрочем, здесь я совсем не оригинален..."

Фото: специально для Vogue - Jo Marques

 
    up CV portfolio
 
 
  © designet.ru, 2000