> Моё мнение о том, что
коллектив дизайнеров состоит из отвязных, прикольных ребят еще более укрепилось,
когда мы поближе познакомились с обитателями Ситроеновской дизайн-студии. Шутки
и веселый настрой помогали справляться с внезапно сваливающейся на тебя непростой
работой, которая, кстати, начиналась в 8.30.
> К этому времени все
боссы уже были на месте и внимательно примечали опоздавших незадачливых дизайнеров
– так как проходить в студию приходилось как раз перед их окнами. И хотя учет
времени велся автоматически компьютером при считывании информации с пропуска,
втык-то за опоздания попадало вполне от конкретных людей… Макетчики приходили
раньше всех (до сих пор не могу понять зачем), прилагая героические усилия чтобы
попасть на родной Ситроен в 6.30 или 7 утра. Правда, после 12 дня их было уже
не найти…
> Методика
> Есть много методик работы дизайнеров, для
автомобильных я хотел бы выделить три.
> Сценарий номер Раз – классика
жанра
> Внезапно (всегда) в студию с загадочным выражением лица
влетает один из многочисленных Боссов, могущих загружать бедных дизайнеров и,
завораживающим голосом объявляет начало очередного проекта. Все не реализовавшиеся
и реализовавшиеся дизайнеры с большими и маленькими амбициями тут же бросаются
на новый проект как мухи на… мед. Это при условии, что они относительно свободны
– то есть не ведут какого-нибудь проекта, в котором были победителями. Несколько
дней студия напоминает муравейник. На столах появляются многотонные стопки эскизов.
Потом на большой стене вывешиваются все эскизы, и дизайнерам даются по три самоклеящихся
кружочка – помечать наиболее понравившиеся. Это проходит достаточно честно, никто
все 3 кружочка к своему эскизу не клеит. Сразу становятся видны самые лучшие эскизы
– залепленные по углам этими точками.
> Потом собирается консилиум
верховных гуру-боссов и выбираются 2-3 дизайнера, которые от эскизной части продолжают
делать макеты в 5-м или 4-м масштабе. Они (макеты) лепятся из пластилина, который
отличается от обычного повышенной твердостью и температурной стойкостью. В процессе
изготовления масштабных макетов студию еще раз посещает начальство с тайным советником
из отдела маркетинга (который всегда настаивает только на ухудшениях, с точки
зрения дизайнера) и вносит коррективы. И ура! Наконец-то выбран дизайнер-победитель.
Теперь окончательный результат зависит от его стойкости, природного обаяния и
талантливости. Постоянно корректировать уже почти готовый проект под напором менеджеров
и технологов, и при этом безболезненно для будущего автомобиля – задача не из
легких! (Этот сценарий как раз и работает на Ситроене…)
> Сценарий
номер Два
> Есть несколько человек, которые и делают весь дизайн
автомобиля, остальные могут десятилетиями мечтать о высоком и проектировать дверные
ручки, багажники, в лучшем случае – колесные диски или облицовку радиатора. (По
словам Пирога, такое происходит обычно на жестко структурированных немецких фирмах,
например Audi или Mercedes).
> Сценарий номер Три
> Каждому дизайнеру – высокое доверие, и свой личный проект – бывает же такое!
В этом случае он облеплен целой кучей экономистов, менеджеров, технологов и инженеров,
которые являются его консультантами, а несгибаемый человек из отдела маркетинга
(из случая номер раз) может приснится только в страшном сне. Такое может позволить
себе далеко не каждая автомобильная компания. (А только богатая японская или американская
компания…
>
Защита дипломов в Strat Colleg-е
> Сама школа появилась недавно,
методом отпочковывания от главной дизайнерской кузницы кадров, которая находится
на Rue Rivoli, в центре Парижа. Первая встреча с французскими студентами-дизанерами
приключилась в самой дизайн-студии Ситроен – там проводился конкурс, очень похожий
на тот, что устраивала компания в Москве. Льва и меня приятно удивило то, что
наши презентации, а главное – идеи, были совсем не хуже братьев по разуму из Франции.
Самое клёвое, что мы меньшими средствами (а где у нас взять большие? – прим. dn)
смогли достичь большего результата, чем некоторые из участников, использовавших
компьютеры и даже видео.
>
Сам колледж оказался совсем недалеко от нашего общежития. Это позволило побывать
там несколько раз – на защите дипломов и конкурсе Michelin Workshop, где кстати
круто лабал дизайн некий Петро Перешивайлов – одногруппник Льва, представлявший
там Россию! Дипломники ютились в маленьких аудиториях. Там же толпилась масса
народу, которым они постоянно что-то объясняли – например, как устроена та конструевина,
которая представлена в виде макета и рисунков и почему она скоро всех победит.
>
Хотя у всех ребят были уже заброшены удочки и выпускной проект делался под заказчиков
будущих работодателей, они старались привлечь к себе внимание на защите. Ведь
в этот день в колледж нередко наведываются крутые дядьки с больших компаний или
знаменитых дизайн-студий.
> Одна выпускница
представляла свой проект городского транспорта в специально переделанном изнутри
автобусе. Получился такой презентационный зал на колесах. Снаружи ты видишь, то
что есть сейчас, а внутри – что возможно, будет катать людей через несколько лет.
У каждого студента заманчивым веером лежали визитки с его координатами и маленькими
фотками эскизов или макетов.