> dn напоминает
– проект и сама стажировка состоялся в прошлом, 2000 году.
> До отлета
> Конкурс позади, объявлены результаты. Мы
– победители. Беготня с оформлением документов, ожидание и … Ничего. Полная тишина.
Казалось, про нас все забыли, и мы снова оказались в водовороте из жарких летних
московских дней..
> Прошло уже почти 3 месяца (французская бюрократическая
машина не лучше нашей), как вдруг звонок из посольства – едем!!!
>
Есть! Визы готовы за считанные минуты (это летом-то!) и мы бежим за билетами.
Заодно в молодежном агентстве Star оформляем за 7 у.е. международную студенческую
карточку. Хотя, как потом выяснилось, особых льгот она не дает, но, например,
ходить в некоторые кинотеатры, версальский парк и залезать на Триумфальную арку
можно значительно дешевле! А фотка на ней до сих пор меня веселит.. Кстати, в
Москве по этой же карточке можно со скидкой ностальгировать во французском кафе
Delifrance на маяковке, поедая пышные круассаны и слойки с повидлом..
> Первые дни в Париже
> Для меня вообще в этой поездке
было много нового – первый раз в Европе, первый раз полгода в общаге, первый раз
другая культура, язык, страна.. Первая любовь – всерьез и очень надолго… Первый
перелет – с вибрирующим в иллюминаторе крылом и мыслями – хорошо бы долететь…
Правильность линий ландшафта внизу подтвердила мысль – родина позади, под нами
– Европа!
> Ощущения первых дней были скомканные и непонятные... По
логике вещей надо было безумствовать и кайфовать! Блин, круто! Мы – в Париже!
Но когда осознаешь, что Эйфелеву башню видеть еще полгода.. А лишних 500 баксов
чтобы сгонять домой пообщаться с друзьями и родителями нет, то почему-то на тебя
накатывается хандра и тоска, с которой надо как-то бороться… Поэтому все свободное
время, которого было не так уж много, колбасились по городу на своем «транспорте».
Немного удалось поездить по стране, а Лев даже в Амстердам успел сгонять!
> Собственный «транспорт» состоял из раздобытого Львом (он заядлый триалист)
крутого байка, и, прикупленных мной агрессивных роликов, которые я почти без травм
около месяца осваивал. В уютном Париже, с тесными улочками, такие вещи как байк,
ролики или швейцарский самокат очень необходимая и экономящая время штуковина!
На метро, автобусе, а тем более на автомобиле из-за большой загруженности улиц,
получается передвигаться ненамного быстрее. Но если нужно регулярно мотаться за
город, то придется все-таки купить транспортную карту или не пожалеть бабок на
скутер или мотобайк – суперская вещь в пробках! (Но при этом не нужно забывать,
что Париж – не самое сухое место на земле..)
> Транспорт
> Париж и пригороды разделены на 6 зон (кстати,
скоро это ожидает и Москву). Сам город – это две первые зоны, но так как Ситроен
был расположен в пригороде, то наши билеты были на 3 зоны (с 1 по 3-ю). Почти
везде можно кататься «зайцем» – в метро, на перепрыгивающих турникеты людей обычно
не обращают внимание, но если все же нарвешься на контроль – штраф будет жестоким
– около 500 Fr минимум. А сделав себе карточку «12-25» можно колесить по Франции
да и по свей Европе почти за копейки (сантимы, пфеннинги…)
> Карточка
«12-25» – это возрастная категория. Она (карточка) дает скидку 50% при покупке
билетов на TGV – скоростные поезда, и стоит как один билет – около 65 долл. Действует
год. Работает на междугородных и даже пригородных поездах, короче, кроме города.
А куда ее применяли? Ну например к Пирогу гоняли в Ниццу или просто в Марсель.
На другие возраста существуют другие карточки с другими скидками. Есть даже подобная
спец. карта – на самолеты.
> Расселение
> К моменту нашего прилета Пирог уже успел
перейти на Тойоту и помощи, кроме моральной, оказать нам не мог. Все свалилось
на плечи Жиля, тоже молодого ситроеновского дизайнера – большого друга Пирога.
Он и встретил нас в аэропорту и привез к себе домой. Сразу поехали в Egid но до
нахождения подходящего жилья, пару недель пришлось прожить у Жиля 3-х к квартире,
периодически мешая его личной жизни. Жиль – это вообще отдельная история в следующем
рассказе…
> Хорошо, если у вас есть знакомый и вы можете пожить у
него первые пару недель, пока ищете жилье (наш случай). На севере Парижа снимать
жилье дешевле, чем на юге. Но и выходить там на улицы в ночное и вечернее время
хочется меньше – слишком много загадочно настроенных арабов и негров.. Нам удалось
найти резиденцию на юге – поближе к работе. Платили мы не очень дорого - около
1000 с небольшим франков в месяц. Это – только из-за специальной промышленной
программы, а так комната там стоила около 2500 франков. За 3-4000 можно было найти
небольшую приличную квартирку, но при заключении контракта с владельцем иногда
требовалась не просто долгосрочная виза (наш случай), а вид на жительство (не
наш случай).
> Где брали деньги?
> Нам платили около 9000 франков
в месяц (~ 1000 долл), из низ 40% - Ситроен, остальные – Egid. Могущественная
правительственная организация по делам иностранных студентов, имеющая 3-х этажный
офис в центре Парижа. Она же оплачивала нам страховку – мало ли что, тем более
что без нее за границей – никак нельзя, она же помогала найти «бюджетное» жилье.
Сразу по приезду там нам выдали небольшую сумму денег на первые 2 недели.
> Поскольку вся эта программа осуществлялась на уровне правительства Франции,
то содействие было полное. Дальнейшие деньги перечисляли в банк по месту нашего
проживания, где по документам Egid их выдавали. Ежемесячно мы получали их сразу
налом – без всяких кредитных карточек (по старой русской привычке), потому что
вернее и проценты не снимаются за всякие денежные операции. Все это называлось
стажировка на стипендии – в отличие от просто стажировки на компании (без стипендии).
> Чуть не забыл пояснить курс – за 100 их франков приблизительно12,5 наших
долларов.
> Впечатления
от Парижа
> Много светофоров и скутеристов. Ездят все – бабушки,
девушки и сумасшедшие развозчики пиццы. (см. фильм Люка Бессона Taxi-2). Есть
отдельные дорожки для bus-ов и велосипедов, а для последних – еще и свои светофоры.
По возвращению домой вы рискуете попасть под машину прямо в Шереметьево из-за
выработанной у вас французскими водителями вредной привычки проходить первым не
задумываясь – ведь они немедленно и всегда останавливаются.
> Из-за
сплошной асфальтированности города автоматически вляпываешься в собачье г.., потому
что бедным собачкам негде больше это делать.. Кушать здесь дороже чем одеваться
(в отличие от нас). А так же красивая архитектура и много цветов.
>
Е.Б. – Эйфелева башня – одно из тех мест, где можно услышать русский мат и крики
– эй, ванек, снимай ту хреновину скорее.. Особенно красива она ночью, когда вспыхивает
огоньками, как будто сотни китайских туристов, развешанных в стальной паутине,
как по команде начинают щелкать мыльницами. (Ближайший аналог в Москве – гостиница
Космос на Проспекте мира – прим dn ;-)
> В продолжении вы узнаете
– о работе авто-дизайнеров, наши fashion-ы в Париже, о гей квартале, об ассоциативной
музыке, о strat-колледже – там учат французских дизайнеров (фоторепортаж с защиты
дипломников).