>
Проект Citroen-Москва. Рассказ Владимира Пирожкова
> Все началось в октябре 1999 года, когда Ситроен спонсировал Королевский
Колледж Искусств в Лондоне (Royal College of Art). Это было совершенно обычное
явление, практикуемое всеми ведущими компаниями в мире. Все шло как обычно, но
как-то в коридоре Ситроеновского дизайн-центра я услышал, что ведущие менеджеры
компании не впечатлены работами английских студентов.
> Однако! –
сказал я, и тут же подумал – Хе, да вы не знаете русских парней! Они сделают их
всех! Во время учебы в Свердловском Архитектурном Институте в нашей группе были
ребята намного более талантливые, чем я. Хотя сейчас некоторые из них неплохо
устроились, но другие все еще продают «Marlboro» на улице... (что поделать – russian
reality).
> Так зачем же спонсировать богатых, толстых и испорченных
детей, когда просто заглянув за железный занавес вы можете найти невероятно талантливых
молодых ребят с сильнейшей мотивацией, которые жаждут новых идей и денег? А что
если попробовать замутить что-то подобное в России? - подумал я. Кстати, и парням
помогу и на халяву домой поезжу.. С этими интересными мыслями я пошел прямо в
офис к самому Артуру Блэксли (Artur Blakeslee) – эксдиректору дизайн-центра Ситроен.
Как всегда, сильно занятый и делающий одновременно сотню дел, он выслушал меня
в пол-уха и сказал: – Ок! Вот ты этим и займешься! А я даю зеленый свет…
Это
Жиль – сейчас он занимается продолжением проекта.
> Тема для будущего проекта была проста и ясна как солнечный день – «Транспортное
средство далекого будущего для России». То есть – городской автомобиль (с возможностью
ездить до 100 км за городом). Идеальный транспорт для российских дорог и бездорожья.
Дополнительно нужно было написать и изобразить сценарий использования автомобиля
(или инфраструктуру этого транспорта). Условия и призы были как обычно: первый
приз – 6-ти месячная стажировка в дизайн-центре Ситроен в Париже, второй – 2000
долларов, третий – 1000$. Школы-участники проекта получат 20000 долларов в качестве
спонсорской помощи.
> Потребовалась большая подготовка, специально для
России, где все непросто. Люди, принимающие решения основательны и серьезны! Трудно
говорить с ними... Я выбрал три школы, с кем предполагалось работать – в Москве
– «Строгановка» и МАМИ, в Питере – МУХа. Как мне показалось, лучшие из российских
дизайнерских школ, связанных с автомобилями.
> Первое разочарование
наступило очень быстро: – Знаете ли вы, молодой человек, что такое интеллектуальная
собственность? – строго спросил меня декан факультета дизайна в Питере. Ну-ка,
ну-ка расскажите мне, что же это? Это было что-то! После тысяч идей, которые я
видел в АртЦентре каждый день, половина из которых реально воплощались, теперь
где-то в России слышать такое!.. Если люди не хотят идти на контакт, почему мы
должны за это рубиться? Ладно, вычеркиваем – подумал я и пожалел местных ребят,
попавших с конкурсом из-за такой позиции руководства. В продвинутой Москве, наоборот,
люди сразу оценили уникальность предложения и с радостью стали сотрудничать. Так
началась совместная работа…
Эскизы
участников итоговой выставки. Внизу - концепция Жени
Маслова.
> Предполагалось,
что это будут группы по 30 человек. Мы предложили преподавателям, знающим кто
на что способен, самим отобрать ребят для участия в конкурсе (чтобы все вопросы
по поводу отбора людей на конкурс существовали только внутри института). Таким
образом, получилось в МАМИ – 25 человек, в Строгановке – 12 человек.
> Каждые 2 недели мы приезжали с Жилем на 1 день и проводили мастер-классы.
Мы старались показать ребятам технику работы и привезти некоторые материалы для
рисования (например, специальную бумагу для маркеров), которых в России просто
нет (см. будущую статью «Инструменты дизайнера»). Все очень старались – еще бы!
Если честно, я бы тоже повкалывал на их месте, когда такие перспективы светят!
> В ходе проекта стало ясно, что российская система дизайнерского образования
очень сильная и довольно гибкая к запросам потребителя (заказчика). Менеджеры
Ситроена были очень удивлены результатами этого конкурса. Да разве что-то толковое
может выйти из этой страны? Посмотрим, насколько это хорошо… Круто? Это невозможно!
Возможно?!! Так почему же мы до сих пор не нанимали русских? – вот здесь то мы
и подходим вплотную к самой сути проблемы – да потому что наш серпастый паспорт
не приветствуется нигде в этом мире! ... кроме Анголы и может быть Болгарии, (теперь
не уверен даже насчет Болгарии)…
> В середине проекта приехал Блэксли.
Перед этим он побывал в Форцайме (Германия), и в Ройал Колледже (Англия). Посмотрев
на промежуточные результаты, он честно сказал – что работы русских парней нисколько
не хуже чем у англичан, особенно для Строгановки. Как же так? Мы тратим деньги
и время на гораздо менее интересные школы... Черт! Но вас никто не знает!!! Школе
нужен промоушн и контакты, чтобы за студентами приходили люди из разных компаний
и разбирали их уже на дипломе!
> Короче, я очень волновался, чтобы
наши ребята не подвели. Мало того, что они не подвели – они еще и создали себе
репутацию серьезных людей, с которыми надо и хотелось бы работать. Все это как
раз и было сказано на итоговой выставке во Французском посольстве, в присутствии
посла Франции в Москве и многих других важных людей. Для этой экспозиции ребята
сами сделали стенды. Было отобрано 12 участников, из которых 2 человека поехали
на 6 месячную стажировку в дизайн-центре Ситроен. А на остальных 10 человек был
поделен весь оставшийся призовой фонд – то есть каждый получил денежное вознаграждение
по 300 долларов.
< Тимур и Лев >
На презентации в Союзе Дизайнеров.
> Так или иначе, этот проект подтвердил класс российских студентов. Лев
Кузьмичев (Строгановка) и Тимур Бурбаев (МАМИ) были выбраны для того, чтобы провести
следующие шесть месяцев в Париже. Это выглядело бы так, как если бы дизайнеры
Citroen просто взяли их на это время в свою команду. Как дополнительный критерий
при окончательном отборе выступал team spirit (командный дух) – плизз, помните
об этом в следующий раз!!! Плюс знание английского языка (как у Льва). Запомните
ребята – русского языка в дизайне не существует, как бы это нам не было обидно..
Задание конкурса тоже было выдано школам на английском. Главная трудность сейчас
– национальность, но, я думаю, это будет решено в самом ближайшем будущем (я подразумеваю
постоянный контракт с Citroen). Ребята действительно сильные! Имеют большой потенциал
и интересные перспективы.
> В конце также была устроена презентация
проекта для журналистов в помещении Союза Дизайнеров России на Пушкинской площади.
> Это был мой первый опыт организации такого проекта. После того как
все получилось, я понял, что все реально.
> В заключение я хочу сказать,
что весь этот проект держался только на моей личной инициативе.. Я сам на Ситроене
ходил по инстанциям и готовил все бумаги. Теперь этим занимается Жиль, и я даже
не знаю, получили ли школы обещанные спонсорские деньги.
> Работая сейчас
на Тойоте, я думаю, что что-то подобное может произойти в недалеком будущем. Возможно,
в мой летний приезд постараюсь провести мастер-классы. Или попозже что-нибудь
более серьезное.. Следите за информацией на Designet!
comment: > Мы встретились со Львом и Тимуром после их возвращения со стажировки.
Все оказалось не так радужно, как виделось из России, но несомненно, очень интересно
и полезно.