+ 21.11.2001 > Строгановский фестиваль

4-й окружной открытый Строгановский фестиваль молодых дизайнеров-2001
(заметки с выставки)

Каково вам полное название? Уже веет очень хорошо знакомым из далекого прошлого.

Итак: событие проходило с 26 октября по 18 ноября в Москве в Выставочном зале Тушино по адресу: Бульвар Яна Райниса 19/1, тел. 493-1467. Осмелюсь утомить читателя двумя цитатами из краткого пресс-релиза фестиваля.

1. «Строгановский фестиваль – серия тематических культурно-просветительных и учебно – познавательных мероприятий в области дизайна, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, связанных с различными аспектами жизнедеятельности человека.»

2. «Строгановский фестиваль – это одновременно смотр-конкурс лучших проектов молодых дизайнеров в области промышленного дизайна, дизайна Среды, дизайна одежды, интерьера и других областей предметной и визуальной среды, окружающих человека.»

Все знают: как корабль назовешь – так он и поплывет. Только представьте: «Salone internationale del Mobile di Milano – серия культурно-просветительных и коммерчески-познавательных тематических мероприятий…». Или: «Degree-show of Art Center College of Design – это одновременно смотр-конкурс лучших проектов молодых дизайнеров…» Полный бред!

Сразу хочу сказать, что ниже я представляю свой субъективный взгляд на событие, такой «срез» с заключительной части – церемонии награждения, и общее впечатление от увиденного. Наверняка есть и другие точки зрения – присылайте, возможна публикация.

Пройдемся вначале по официально распространяемой информации – пресс-релизу фестиваля. Его мне любезно предоставила зав. экспозицией выставки Ирина Борисовна Благосклонова.

Участники

Список участников широк и внушителен – такое ощущение, что были приглашены все Московские учебные заведения, так или иначе связанные с дизайном – начиная, разумеется, со Строгановки, и заканчивая Обнинским политехническим техникумом. Полный список участников (читай – государственных учреждений Министерства образования России) смотри внизу. Неизвестно откуда взялся Ленинградский областной университет им. А.С. Пушкина. Может быть, он тайно финансируется из московского бюджета?

Что ж, честь и хвала организаторам – вроде никого не забыли. Глядя на список видно, что дизайну у нас учат (или пытаются) во многих местах.

Организаторы

Интересно – кто же эти неутомимые организаторы? Снова заглядываем в пресс-релиз: Префектура СЗАО г. Москвы, Управление культуры и досуга СЗАО г. Москвы, Международная ассоциация «Союз дизайнеров», Выставочный зал «Тушино». Так-так… Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет…

Информационная поддержка

В списке информационной поддержки серьезные имена – ТВ канал Культура, РТР Вести-Москва, ТВЦентр, Канал М1, Журнал «Архитектура, Строительство, Дизайн». Уважаемые СМИ, им по статусу положено освещать такого рода мероприятия.

А в интернете? Некий портал Artunion.ru и информационно-аналитический ежемесячник «Консультирование.ru» Знаете вы эти места? Мы тоже. Но, заглянув, обнаружили следующее. Первый оказался «портал Профессионального союза художников». Конечно, кому же еще освещать фестиваль дизайнеров?.. На нем вообще нет ни слова об этом событии. А второй – «Консультирование.ru» не находит даже всевидящий Яndex.

Почему в списке нет rudesign.ru? Может быть из-за неизвестных широкой публике идеологических разногласий с Международной ассоциацией СД, или просто забыли? Хотя именно на rudesign.ru информация о фестивале была вывешена чуть ли не за месяц до его начала...

А судьи кто?

Председатель Оргкомитета фестиваля заместитель префекта Северо-Западного Административного Округа Москвы Подунова Алла Григорьевна, Председатель жюри фестиваля, президент Международной Ассоциации «Союз дизайнеров» Бобыкин Андрей Леонидович. А так же в состав жюри входят независимые эксперты: дизайнеры, архитекторы, искусствоведы.

Читаем дальше.

В программе фестиваля:

1. Конкурс творческих работ по следующим номинациям:
- промышленный дизайн
- дизайн транспортных средств
- графический дизайн
- дизайн архитектурной среды
- дизайн костюма
- дизайн интерьера
- арт-дизайн
2. Конкурсные показы моделей одежды участников фестиваля
3. Творческие семинары по актуальным проблемам графического дизайна.

Ничего, убедительно. Теперь по числам.

26 октября – Торжественное открытие фестиваля.
Показ коллекций молодежной одежды АООТ МПШО «Смена»
Показ коллекций московских модельеров.

И такая же программа в другие «живые» дни фестиваля.

2 ноября – Конкурсные показы коллекций одежды…
8 ноября – Семинар Текстильное оформление интерьеров (фирма «Арадия»)
9 ноября – Конкурсные показы коллекций одежды…
16 ноября – Церемония награждения победителей и закрытие фестиваля
- Гала-показ коллекций одежды дипломантов Строгановского фестиваля
- Показ коллекций молодежной одежды московских модельеров.

?????? Гм… И все?
А как же промдизайн, графика? Так они же скучны!!! Висят какие-то планшетики на стенах, пыльные макетики за стеклом. В них ведь нельзя облачить эффектных манекенщиц… Мысль о других возможностях презентации, вероятно, не приходила организаторам в голову. А, может быть, и презентовать-то по большому счету нечего? Тут мы плавно переходим к непосредственному обзору экспозиции.

Увиденное можно коротко описать одним словом: «совок»

…даже не беря в расчет интерьер выставочного зала в Тушино, где это все происходило. На самом деле и такое «убитое» место возможно оживить – стоит, например, все задрапировать несколькими десятками метров недорогого нетканого материала. Да мало ли что еще могли придумать дизайнеры на собственной выставке?! Если бы они хоть что-то решали…

Взгляда на людей в президиуме тоже было достаточно, чтобы понять их удаленность от дизайна как от северного полюса. Во время награждения создалось ощущение, что незамеченным никто не остался – всем сестрам раздали по серьгам. А то неудобно будет приглашать в следующий раз.

На выставке отсутствовала явно выраженная группировка экспозиций – по институтам или по темам. Широта захвата сыграла злую шутку – в итоге все было свалено в кучу: архитектура, промдизайн, графика, одежда, интерьеры. О фирменном стиле выставки даже заикаться нечего. Вроде бы, четвертая по счету, а кроме «никакого» фирменного знака больше ничего не имеет.

Уровень работ

Даже поверхностный осмотр экспозиции выявил, мягко говоря, нестрогий отбор работ. Ужасные подачи, плохие материалы, откровенно слабые проекты, графика, застывшая на уровне начала 80-х… Все это характеризует прежде всего не студентов, а их преподавателей, навсегда отставших от жизни, состояние и уровень нашего массового дизайн-образования. (Для тех, кто хочет узнать, как это должно быть, в смысле учебы – посоветуем почитать материалы известной американской школы – Art Center College of Design здесь или здесь – интересную статью Сергея Серова, директора Высшей Академической Школы Графического Дизайна, о проблемах российского дизайн-образования.)

Подачи – отдельная лебединая «пестня». Извлеченные из запасников или снятые со стен методических кабинетов несвежие планшеты, с пожелтевшей бумагой и загнутыми, отклеившимися краями – такого «добра» было предостаточно. Да с таким у нас (во время моей учебы в Свердловском Архитектурном институте) даже на преддиплом бы не выпустили! Как будто никто не знает о современных технологиях и материалах! Качество макетов – ниже всякой критики. О шрифтовой культуре кроме полиграфа (это собственно их хлеб) никто даже представления не имеет!

Неужели так ничего и не понравилось?

Ок, к счастью, встречались редкие исключения. По графике это были работы (некоторые плакаты) студентов Мос. гос. университета печати, по транспортэйшн – лихие скетчи и масштабные макеты автомобилей студентов МАМИ. Автомобилисты – самые амбициозные ребята из дизайнерской тусовки – просто вынуждены быть на переднем крае технологий. Как подачи, так и современных идей. Макеты автомобилей были помещены (для сохранности?!) в стеклянные шкафы, и почему-то убраны к другой стене помещения. Смотреть неудобно, да и целостность экспозиции была серьезно нарушена. Странно, но автомобильных работ из самой Строгановки мы так и не увидели.

Была интересная графика – оформление (фирменным стилем это назвать слишком смело) нового журнала по архитектуре САР. На таком бледном фоне могла бы резко и положительно выделиться Высшая Академическая Школа Графического Дизайна (она, к сожалению, не смогла принять участие в фестивале), вместе с полиграфом составляющая пару мест, где реально можно сейчас учиться в Москве современному графическому дизайну.

Из промышленного дизайна понравилась коллекция флаконов для парфюмерии и несколько действующих макетов светильников – из поликарбоната, оклеенного цветной транслюцентной пленкой. Удручала только невозможность посмотреть лампы в работе – их шнуры беспомощно болтались внизу, равноудаленные от всех розеток… А зачем? И так все видно…

Красиво сложенные деревянные брусочки на входе, которые я окрестил про себя «поленницей», в итоге оказались интереснейшей нетривиальной системой из одинаковых самозаклинивающихся частей.

Красивые и традиционно сильные подачи модельеров, были в некотором количестве тоже представлены в экспозиции. Таких эскизов на каждом семестровом проекте – завались. Интересны и свежи были 4 больших рисунка на одном планшете в стиле комиксов.

Так какой же год на дворе?

По словам экспонентов, администрация довольно активно вмешивалась в развеску, и хотела как лучше, а в итоге получилось сами знаете как..

К работам прилагались криво приклеенные (а в некоторых местах даже за 2 дня до закрытия выставки от руки написанные!) небольшие бумажечки, распечатанные на лазерном принтере, с указанием автора, работы и школы. Никакой контактной информации! Ни визиток авторов, ни даже е-мэйлов. Но более всего поразил ответ администрации: это некоммерческая выставка, неоплаченные участниками площади, поэтому все контакты – через нас!!!

От таких ответов сразу хотелось найти глазами календарь, и проверить, какой год на дворе. Отношение персонала тоже было под стать – ходят тут всякие, работать мешают… Раздевалка оказалась переполненной – не хватило вешалок, и обнаружилось разделение на посетителей первого и второго сорта: преподаватели – студенты. Только бабушка-гардеробщица, как раньше, порадовала чистой душевной добротой…

Дежа вю

Для кого/чего все это устраивалось? Для галочки, как когда-то. Людьми, которые, возможно, никогда и не видели, как это должно быть... И каждый год повторяются фразы, типа «Но другого-то нет» или «Все-ж лучше, чем ничего». И ничего не меняется. Совок и теперь живее всех живых. Разруха – она в мозгах, как говаривал известный персонаж.

Вместо резюме

От участия в подобных «фестивалях» пользы нет никакой – ни профессионального престижа, ни будущих заказов. А вот вреда более чем достаточно. Прививается убогий совковый ритуал: затусовались, выставили что попало, позлословили в кулуарах, потом наградили друг друга побрякушками, съели бутерброды на фуршете и разошлись довольные – галочка в отчетах поставлена. Неужели кого-то прельщает перспектива страдать такой фигней всю жизнь?!

Молодым дизайнерам стоит больше думать об освоении современных технологий проектирования, подачи и продвижения работ, а не плясать послушно под дудку старых крысоловов. В противном случае, они впустую тратят драгоценное время и собственными руками сажают на свою шею разного рода бюрократическо-паразитические организации.

А чтобы меряться крутизной, лучше участвовать в престижных международных конкурсах. Или подумать над организацией независимых состязаний, где все будет сделано на высшем уровне. Или слабо?!

P.S. Фотографии к этой публикации будут добавлены чуть позже…

© Владимир Самойлов
Ноябрь 2001
mailto:vladimir.samoylov@designet.ruvladimir.samoylov@designet.ru

 
up
 
 
 

© designet.ru, 2001