> Мастер-класс английского
дизайнера Росса Лавгроува (часть 1)
Мастер-класс состоялся 6 июня
2003 года в рамках конкурса DIA-2003 в Москве, в "Клубе на Брестской".
" Когда я работаю, я пытаюсь понять, как что устроено в природе…"
"Очень важно проявлять уважение к материалу, с которым вы работаете…
"
Росс Лавгроув (Ross Lovegrove)
> У нас сегодня здесь разные люди, работающие в разных направлениях,
и я очень рад этому. В своей работе я так же соприкасаюсь с разными направлениями.
Я проектирую промышленные продукты, средства передвижения, сейчас работаю
с самолетами, дизайном интерьеров, и все это я объединяю в свою органическую
архитектуру.
Немного о себе
Начну с того, что расскажу небольшую предысторию о себе. Я нахожусь в
середине своей карьеры. Я уже многое сделал: первую свою вещь я спроектировал,
когда мне было 17, и вот уже 20 лет я думаю о дизайне каждый день. Моя
жена может подтвердить, что я довольно скучный тип, потому что говорю
о дизайне каждый день.
Я думаю для того, чтобы быть дизайнером, вы должны быть открытым человеком,
и вам должно немного везти.
Я родился в небольшом местечке в Уэльсе около моря. Когда я был подростком,
в нашем городе не было дизайна. Когда я учился в школе, нам говорили,
что мы можем стать полицейскими или пожарниками… У нас не было культуры
дизайна. К тому же я не из семьи людей, которые занимаются искусством.
Мой отец - офицер авиационных сил. Так я и познакомился с различными предметами
с разных частей света: мой отец привозил их.
Мой отец жив и сейчас. У него много достоинств, его характерных особенностей:
как он стоит, как себя ведет. И для меня все это очень много значит. Во
время войны мой отец сопровождал российский конвой в Мурманск. Большинство
моряков не переживают более трех таких путешествий. Он пережил девять
таких рейдов.
А лет пять назад я был дома в Уэльсе, и он пришел домой с еще одной медалью
- это была русская медаль. Ему ее дали за то, что он выжил больше трех
таких рейдов. Он весь в медалях. И это намного важнее, чем дизайн. Это
гуманистическая позиция. Нам очень повезло, что у нас сейчас нет таких
проблем, и мы можем сконцентрироваться на том, чтобы создавать чувство
прекрасного в нашем обществе. Я бы мог последовать по стопам моего отца,
но я пошел по другой стезе. Я не люблю агрессию. То, что в наших силах
– это привнести чувство ценности. Мой отец всегда говорил мне, когда у
меня были какие-то несущественные проблемы: сын, моря выходит из берегов,
море возвращается. И это говорит не только о том, что природа живет своей
жизнью и цикл повторяется, но и о том, что мы часть природы, и мы можем
или привнести свой вклад в природу, а можем не сделать ничего.
Изготовляя промышленные продукты и работая с ними, вы можете убить планету.
Работать с промышленностью – это вызов. Это моя позиция сегодня. Я занимаюсь
профессией, которая нравится мне. Меня воспитывали так, чтобы ничего не
терять, и поэтому я минималист. Не потому, что это модно, а потому что
я не люблю ничего выбрасывать.
Так вот в школе мне говорили, что я могу быть полицейским или пожарным,
но я не хотел быть ни тем, ни другим. Единственное, что мне нравилось
делать в школе – это рисовать. Но так сложилось, что если единственная
вещь, которую ты можешь делать – это рисование, все думают, что ты ненормальный.
Так что с тех пор для меня было большой борьбой доказать то, что иметь
склонность к искусству - ценно. Я лучше всех рисовал в школе, но я не
знал, что с этим делать.
Что я сделал? Я начал изучать искусство приготовления пищи. Кстати, обучаясь
этому, я общался с большим количеством красивых девушек :-). Вообще я
могу сказать, что приготовление еды – это 67 процентов моей работы сегодня.
Ведь готовка - это то, что связано с материалом. Вы можете сделать пену
из белка, слоеное печенье, и если вы это же сделаете с алюминием - вы
откроете для себя совершенно новый материал. Я выдумывал креативное приготовление
пищи. Я соединял желе и пюре. Возможно, это было следствие воздействия
марихуаны… Короче говоря, начав так, единственное место, куда мне оставалось
пойти - это колледж искусств.
В Великобритании обучение проходит так: один год вы изучаете разные аспекты
искусства, графику, керамику и т.д. И в конце вам говорят, в чем вы хороши,
чем вы должны заниматься. Моя проблема заключалась в том, что мне сказали,
что я хорош во всем. Но это самое трудное - выбрать. Хорошо, когда тебе
говорят, что ты хорош в чем-то одном. Я уже делал мотоциклы для мужчин
женщин и для детей, когда мне было 17.
Меня всегда очень интересовала экология, окружающая среда. А когда я переехал
в Манчестер, я стал изучать другие вещи и я стал открытым для многого.
Я был панкрокером, мы делали свою собственную одежду из прозрачного пластика,
мы посещали концерты, разные мероприятия в очках со свалки: ничего не
видно, но выглядит круто. Это было время экспериментов. И некоторые мои
друзья делали действительно удивительные вещи, они работали в очень органичной
интересной манере.
Потом мне очень повезло, потому что меня приняли в королевский
колледж искусств в Лондоне. Это было время движения Мемфис
в Милане. Все мои друзья шли в мастерскую, делали коробку и говорили –
это факс! Но мне казалось, что это такой своего рода обман. Это слишком
легко. И я делал противоположное, я обычно делал противоположное тому,
что модно.
Фотокамеры
Я спроектировал вот эту камеру (левое фото внизу), и это была первая камера
в мире с пленкой наружу. Я использовал диск, который перематывал эту пленку.
То, что вы видите, я называю «FatFree» - обезжиренный дизайн.
Это было в середине 80-х, но я до сих пор это показываю, потому что это
стоит того. Это был ответ технологии. И это то, что нужно знать: по мере
изменения технологии, дизайнеры имеют возможность делать абсолютно новые
вещи. И мы можем брать уже существующий объект и заново его проектировать
с новыми материалами.
А вот это было спроектировано десять лет позже (правое фото вверху, вместе
с автором). Это тоже камера, сделанная уже из резины. И это одна из моих
самых ярких работ. Если эта камера упадет, она не разобьется. И мне это
нравится. Я стараюсь сделать проще жизнь людям, используя новые технологии.
Этот объект полностью спроектирован с целью использования - он абсолютно
не спроектирован. Вы делаете форму сами и кладете туда очень тонкий пласт
резины. И вы кладете в эту форму те части, которые требуются. И резина
формирует очень натуральные естественные формы между объектами.
Это цифровое соединение, эта линза (вы протираете ее своей рубашкой),
и вы можете повесить все это на дерево. Это известная камера в Японии.
Но они сказали, что не будут продавать ее, так как в таком случае не будут
продаваться остальные камеры!
Посмотрите на отдельные детали. Люди сразу даже не верят, что это промышленный
предмет. (это про камеру) Мне как-то сказали: слушай да ты же потрясающий
инженер! Но я говорю: нет, у меня просто присутствует внутренний инстинкт.
Но он присутствует в каждом. Если снять внешний налет модности, этот жир
(fat), как я это называю, то остается инстинкт. Посмотрите: (на камеру)
ведь очевидно, если вот это убрать, будет как-то тяжело. А вот это отверстие
напоминает скелет динозавра, и за него, опять же, камеру можно повесить
на дерево. На дерево вообще можно повесить все, что угодно :-)
Чтобы спроектировать эту камеру, мы очень много экспериментировали в своей
студии в Лондоне, что довольно дорого стоит, так как занимает много времени.
Клиент же всегда не хочет оплачивать это, а хочет быстрый результат, и
это иногда очень раздражает.
Продолжение:
Часть 2. Бутылка для воды.
Часть 3. Стул из алюминия. Часть 4. Кресло для авиапутешественников.
Концепции транспорта. Часть 5. Трубки. Собственные проекты.
Про неудачи. Напоследок.
comment
> У нас еще с прошлого конкурса DIA лежала запись этого мастер-класса,
и мы постоянно приводили его в пример, как лучший из проведенных в Москве
мэтрами дизайна (из тех, на которых мы были. Cо Старком не сравнить ;-).
Наконец мы перевели ее "в буквы".
> Сейчас мы можем предложить всем, кто не смог увидеть "живого"
Лавгроува прочесть его "в записи" - это практически дословная
расшифровка. Думаем, что многое из рассказанного окажется для вас близким
и реально полезным.
> Мастер-классы этого года обещают быть
не менее интересными. Не пропустите!