> Под лучами солнца и ветрами с Лазурного Берега новый дизайн-центр
Toyota «ED Square» начинает работу!
> Глубокое синее море, лежащее внизу, упругий ветер, совершенно
чистое небо... Что за студия может находиться здесь и какие автомобили
разрабатываться в такой благословенной и дружественной окружающей
среде? Мы посетили Europe Design Development (ED Square) 5 июня, открытие
которого уже обросло многочисленными слухами, через месяц после начала
его работы.
Почему Ницца?
(Ницца по-французски пишется как NICE, что в английском означает прекрасный,
изящный, нарядный, – прим. dn)
Студия расположена на холме, с которого открывается прекрасный вид
на Средиземноморье. Хотя температура в тот день была 30 градусов,
при ветре с моря ее не ощущалось. По берегу располагаются рестораны
Antibes (Антибов) с гаванями для яхт. Мы вспомнили такие же яхты,
причалы и рестораны Newport Beach, где в Calty расположен американский
дизайн-центр Toyota.
Toyota была первой японской компанией, построившая дизайн-центр в
курортном месте Newport Beach – живописной Южной Калифорнии. Это было
приблизительно 25 лет назад. Позднее автомобильные компании со всего
мира начали строить в этом месте свои дизайн-центры, и Южная Калифорния
вскоре стала Меккой автомобильного дизайна. Люди до сих пор говорят
о дальновидности менеджеров Тойоты. Мы не удивимся, если Ницца станет
вторым Newport Beach.
ED2 – первая автомобильная дизайн-студия в этом месте. Местоположение
очень удобно, рядом с выездом на шоссе, ведущее к известному модельному
центру – итальянскому городу Турину (три часа езды) и всего 15 минут
до международного аэропорта Ниццы. Климат гораздо теплее и пейзаж
более живописный, чем в северной Европе. Это – курортное место, со
всеми морскими и горными соблазнами. Город предлагает прекрасную пищу
и образцы последней моды – мало кто из дизайнеров сможет жаловаться.
Легко предсказать, что другие компании скоро последуют примеру Тойоты.
(читайте внизу comment )
Pict > Toyota ED Square расположена
на восточной границе Софии Антиполис (Sophia Antipolis), промышленной
зоны в южном Французском департаменте Alpes-Maritimes. Здания построены
как бы слоями, используя наклон горы, и до самого востока открывается
вид на Средиземноморье. Дизайн-центр расположен около таких известных
курортов как Antibes, Cannes, Nice, San Remo и Monaco.
Дизайн-студии Toyota в настоящее время расположены в 3 регионах –
Япония, Европа и США. Первый – головной дизайн-офис – Tokyo Design
Research & Laboratory в Hachioji к западу от центра города Токио,
второй – американский дизайн-центр в Calty в предместьях Лос-Анджелеса,
и новый дизайн-центр ED2 в Европе (прежде в Брюсселе, Бельгия). Когда
в 1993 была предложена новая организационная система, были созданы
четыре отдела проектирования: заднеприводные легковые автомобили,
переднеприводные легковые автомобили, коммерческие автомобили и транспортные
средства для отдыха и the Main Design Div., которое контролирует эти
три группы. Токио Design Div. отвечает за исследования и перспективное
развитие, в то время как главной целью зарубежных центров является
разработка автомобилей для местного рынка, перспективных моделей и
проведение исследований.
photo>
Модельная комната. Этого большого пространства достаточно для трех
мест с полноразмерными моделями.
Сегодня Toyota может говорить о подавляющей доле на внутреннем японском
рынке (более чем 40%). В Северной Америке модель Camry – лидер продаж,
и сбыт минивэнов и пикапов тоже быстро увеличивается. Люкс-марка компании,
Lexus, также постепенно наступает в Европе. На Европейском рынке,
Toyota производит ежегодно 220,000 единиц ряда Corolla на своей фабрике
в Bumaston, Англия, но в настоящее время продается приблизительно
290,000 единиц (3% рынка). Однако, Yaris (называемый Vitz в Японии),
импорт и продажи которого начались весной 1999 года, преуспевает.
Автомобиль был выбран Автомобилем Года как в Европе так и в Японии,
и также выиграл Car Design Award, спонсируемый журналом Car Styling.
Завод по производству Yaris будет закончен в Valenciennes в северной
Франции в 2001, и Toyota планирует достичь в 2005 году европейских
продаж около 800 000 автомобилей. Как только инфраструктура производства
компании окажется в Европе, будут решены проблемы иностранно-обменных
потерь и дальней транспортировки. С такой европейской стратегией Toyota
почувствовала необходимость в разработке изделий, соответствующих
требованиям местного рынка, и ED2 – результат усилий по совершенствованию
дизайн-структуры компании.
photo> Студия ночью.
Три важных фактора, влияющие на творческие успехи
Брюссель, где Тойотовский европейский центр EPOC, находился
в течение десяти лет, является точкой соприкосновения между Германскими
и Латинскими культурами. Это географически близко к Германии, Франции
и Англии, он – исторический центр экономического и культурного обмена.
Именно поэтому Toyota расположила свой Европейский центр здесь.
Сегодня, однако, в Брюсселе проживает мало молодежи и ощущается
явный недостаток энергии. Город классический, да и климат вряд ли
можно назвать хорошим, поэтому это место не является оптимальным
местоположением для вдохновления творческого потенциала дизайн-студии.
По этим причинам, Toyota закрыла EPOC. Его деятельность будут продолжена,
но с переносом дизайн-центра здесь будет сформирована новая независимая
компания.
Вице-президент Тадао Оцуки, в июне 1995 стал главным в EPOC в Европейском
штабе Тойоты в Брюсселе. Ему дали специальное задание на поиск местоположения
для нового дизайн-центра. Оцуки сформулировал три ясных критерия:
«Лично я полагаю, что три важнейшие элемента для успешной творческой
работы – это хорошая погода, хорошая еда и красивые женщины». (Эх,
как сказал!!! А теперь посмотрите вокруг себя…) Много городов рассматривались
как кандидаты, включая Париж, Рим, Лондон, Барселону, Mилан, область
озера Como, Генуя и Женева. «Я изучил их все, но высший приоритет
все же имел климат и хорошая окружающая среда.
photo> ED Square, вид с юга. Секция
слева, имеющая три этажа, ведет в дизайн-студию, дверь справа от
дерева ведет в модельную студию.
Ощущения, которые я испытал, когда я был в Calty, разрабатывая первое
поколение Celsior/Lexus LS400, были движущей силой в выборе нового
местоположения. Район Ниццы – величайшее курортное место Европы,
очень космополитичное и посещаемое большим количеством молодых людей.
Имеет хороший состав местных жителей и богатых людей, населяющих
роскошные виллы, гостиницы, и гавани с яхтами. Там постоянно проходят
модные шоу, фестивали фильмов и автомобильные соревнования». Оно
и было выбрано как оптимальное для творческой работы.
photo>
Выставочный зал имеет два поворотных стола. Кроме этого есть смотровой
двор.
photo> Экстерьер выставочного холла, видимый из смотрового двора.
Для исследования ситуации была нанята японская компания. Данные, полученные
от нее и от самой администрации района Софии Антиполис, были проанализированы
в цифрах. В то же самое время, было создано временное архитектурное
бюро. Идеи работающих здесь дизайнеров сравнили с работой дизайнеров
из других мест, и они получили высокие оценки. Таким образом, достаточная
для принятия решения информация была предоставлена менеджерам в штаб-квартире.
После изучения этого замечательного места они убедились в правильности
выбора.
Яркие здания, прекрасно впмсанные в ландшафт
The Toyota Europe Design Development Company была основана в ноябре
1998 года. Ее президент – Shin'ichi Kato, являющийся также Вице-президентом
головного офиса Toyota. Был задан очень напряженный график строительства,
начиная с закладки первого камня в марте 1999 и до окончания работ
в феврале 2000 года. Местные строительные компании не могли его выдержать,
и поэтому корпорации Shimizu в нагрузку к проекту пришлось взять на
себя еще и строительство. Несмотря на проблемы, вызванные местной
таможней, различными юридическими ограничениями и неожиданно твердыми
скальными породами, строительство было закончено в срок, как и можно
было бы ожидать от японской компании. Местные строители были поражены.
Несколько слов и
фраз являлись ключевыми при строительстве ED Square: «извлечение выгоды
из естественной окружающей среды», «максимальные функциональные возможности»,
«дизайн (здания) должен вдохновлять творческий потенциал», «гарантия
конфиденциальности», «рамки бюджета» и «короткое время строительства».
В основном, область в западной части после входа – общественная зона,
область в задней части на востоке – частная зона. Эти зоны и людские
потоки разделены, чтобы гарантировать секретность проектов. Море видимо
с юго-восточной части участка, и все студии находятся в заранее определенном
ярком месте, обращенном к морскому побережью.
Склон горы – богатая зеленая зона. Из-за имеющихся строгих строительных
ограничений в этих местах здания не могут быть высокими. Проектировщики
корпорации Shimizu создали компьютерную модель, тщательно моделирующую
место и постройку, и приложили все усилия, чтобы скрыть внутреннюю
часть здания от посторонних, но обеспечить хороший вид на море изнутри.
Результатом строительства стало то, что и ожидалось.
photo>
Северная часть вестибюля. Многие награды, выигранные Yaris/Vitz, включая
«Золотой Маркер» и «Европейский Автомобиль года» находятся здесь.
photo> Каменная стена у входа в ED Square состоит из комбинации
вырезанного камня с камнями, принесенными ото всюду. Имеются два наружных
обзорных сада.
Общая площадь участка приблизительно 39,000 квадратных метров, и здания
5700 квадратных метров. Дизайн здания и расположение функциональных
зон, смотрите на фотографиях. В день, когда мы посетили ED Square,
была хорошая погода. С превосходной панорамой на Лазурный Берег и
древесными зданиями с их мягкими колоритом, это – вероятно лучшая
дизайн-студия в мире.
photo> Центр после прохода через
фасад в стиле галереи, посыпанный маленькими камнями типа гравия (фактически
искусственный камень, сделанный из мрамора), и в середине блестящий
объект жемчужного цвета, вдохновленный Yaris/Vitz.
A sensitive group
of 30
Всего 30 человек в настоящее время работает в этих замечательных
условиях. Приблизительно третья часть – японцы, остальные – люди различных
европейских национальностей. Говорит Вице-президент Оцуки (Otsuki):
«Это – маленькая элитная группа, поэтому важна мощность и вдохновение
каждого человека. Наша миссия состоит в том, чтобы стать известной
на рынке, создавать тенденции и производить своевременную продукцию.
Такая работа опирается на индивидуальный талант, так что высшим приоритетом
для нас является подбор хороших человеческих ресурсов».
photo>Внешний
вид главной студии. Средиземноморье видно с невысокой деревянной террасы
второго этажа.
Дизайн-центры японских компаний, которые были основаны в Европе в
прошлом, имели проблемы с качеством людских ресурсов и определения
своей позиции в этом. Из-за многочисленных сильных местных компаний
трудно даже нанять хороших молодых дипломированных специалистов, и
компании должны постоянно бороться с «охотниками за головами» и собственными
желаниями дизайнеров уйти в другие компании. Новость, что Toyota строит
дизайн-центр в Ницце, распространилась во всем мире в прошлом году,
и компания получила много заявлений о работе. В этом смысле эффект
основания студии в таком месте уже сработал. Но, основываясь на своем
опыте в Calty, Toyota говорит, что ее главным приоритетом должно стать
воспитание новых дипломированных специалистов.
Хорошая окружающая среда и хорошие условия притягивают хорошие человеческие
ресурсы, ведя к хорошим проектам и хорошим изделиям. И мы сильно надеемся,
что скоро из Toyota ED Square будут выходить привлекательные автомобили
для потребителей всего мира.
перевод: Владимир Самойлов,
mailto:vladimir.samoylov@designet.ruvladimir.samoylov@designet.ru
comment
> В действительности, находившийся в Брюсселе дизайн-центр Toyota
за 10 лет своего существования создал не так много автомобилей –
Lexus Coupe, новый Avensis, новую Corolla, новый Land Cruiser 90
Prado, плюс кое-какие корректировки машин для европейского рынка,
и самый успешный среди них – Yaris. Студия находилась в летаргическом
состоянии, обусловленном климатом и низкой энергетикой города. (Про
эти причины говорилось в статье). Почему ранее для дизайнеров было
выбрано такое месторасположение? Потому, что в Брюсселе исторически
находится большая японская община, и это было крайне удобно для
компании. Но в связи с отсутствием ожидаемых результатов работы
японцы стали греться и поговаривать о персональной ответственности
и закрытии студии.
> Дизайн-студия Тойоты в Брюсселе считалась гиблым местом, дизайнеры
разбегались оттуда как тараканы, и даже высокие гонорары не могли
их удержать. Ситуацию спас сам Тадао Оцуки, предложивший пойти по
американскому варианту – теплый климат, солнце, море, женщины… Стратегия
себя оправдала. Японцы сейчас очень довольны работой дизайн-центра
на новом месте. (коммент Пирожкова: Красивые женщины, только если
самому нарисовать?..... Некогда по сторонам-то смотреть!)
> Новый начальник студии – Wahei Hirai (после Тадао Оцуки) после
своего назначения устроил небольшую бизнес-вечеринку. Были приглашены
все работники со своими женами. Его ключевыми словами стали: «Все
знают историю дизайн-центра Тойоты в Европе. Я хочу, чтобы через
год нашей совместной работы вы стали гордиться, что работаете в
таком замечательном месте! И я приложу все усилия, для создания
творческой обстановки и успешной работы!»
> Пара слов о самом строительстве. Строительный рынок Лазурного
берега поделен между двумя французскими компаниями-монополистами.
Узнав о японцах, они просто в несколько раз подняли цены на свои
услуги - куда они денутся? Богатенькие японцы, пусть платят! Но
бюджет был определен и не подлежал пересмотру. Тупик? И тут был
найден совершенно нетривиальный ход! Однажды утром к Лазурному берегу
в районе Канн подошел японский корабль… И с него на землю Франции
стали выгружаться стройматериалы, разная техника и инструменты,
домики для жилья и, под конец, команда японских супер-строителей.
Они привезли все, вплоть до гвоздей!
> Все знают, что без рабочих виз работать во Франции нельзя.
Но нюанс состоял в том, что японцы-строители, сойдя на берег и перешагнув
границу купленного Тойотой участка, за все время строительства больше
никогда не покидали его пределов! Частная земля, чем они там занимаются
– их личное дело. Тем временем, изумленные французы каждое утро
наблюдали за забором совершенно военную организацию строительства:
утренняя «линейка», наряд туда, наряд сюда – и работа закипела.
Все росло как на дрожжах. Помните фразу про сжатые сроки и сдачу
вовремя? Не удивительно, что так все и оказалось. По окончанию стройки
снова пришел большой японский корабль и забрал всех обратно…
> Кто-то подумает: ну вот опять designet пишет про далекую красивую
жизнь, не имеющую к нашим проблемам никакого отношения… На самом
деле, эта статья – хороший повод задуматься. О правильном подходе
к организации работы большой дизайн-студии. Или, например, о влиянии
климата на творческую активность. Почему Италия такая дизайнерская
страна? А Испания не столь дизайнерская, но каковы там живопись
и другие искусства?! А как же тогда дождливый Лондон? Правильно:
важна сумма факторов – климат, культурная аура, инфраструктура,
доступ к информации, творческая конкуренция, концентрация капиталов…
> И всегда – условия, созданные для дизайнеров непосредственно
на их рабочем месте, не говоря уже о величине оплаты труда. А то
у нас в России многие до сих пор полагают, что студия может находиться
в каком-нибудь грязном сарае. Что можно обойтись без современного
оборудования и материалов, без командировок на выставки, без специальной
литературы, доступа в интернет и много чего еще. Что подкидывая
изредка пару-тройку сотен зеленых на поддержание штанов, можно требовать
от дизайнеров создания мировых шедевров…
P.S. А с фирменным знаком EDD японцы конкретно попали... И это не
только наше мнение.
Car Styling
> Известнейший
журнал по автодизайну. Квадратного формата, издается в Японии на японском/английском
языке. Можно найти в библиотеках соответствующих учебных заведений
и всех уважающих себя автомобильных дизайн-центров. В России был замечен
нами только в библиотеке дизайн-центра ВАЗ. В свободной продаже не
встречается.
> Сетевое представительство журнала по адресу http://carstylingmagazine.com/
какой-либо информационной ценности, увы, почти не представляет. В
последнее время в определенных кругах появилось мнение, что журнал
«тормозит». Но до сих пор имеет большое влияние в информационном мире
автодизайна.