> Кого сегодня удивишь отъездом знакомых "на ПМЖ" в Германию, Штаты
или Канаду? Уезжают многие, некоторые даже возвращаются. О том, как устраиваются
оставшиеся на Западе, и как им "там" живется, ходят самые разные истории. Вот
одна из них, в которой все - правда...
> Сергей Стрельцов родился
и вырос в Нижегородской области. Изучал промышленное проектирование в Свердловском
архитектурном университете. А выучившись, уехал в Европу. Своим трудом и талантом
-российский "блат" там не в ходу! -добился места старшего дизайнера в европейском
центре дизайна часовой компании TIMEX в Лондоне.
> Мы попросили Сергея
ответить на несколько вопросов.
>
Как Вы решили перебраться на Запад? Насколько это было трудно?
> Не так-то легко начинать свою жизнь здесь… Очень трудно было получить
разрешение на работу. Конкуренция здесь просто жесточайшая. А эмигрант должен
еще и серьезно доказать, что никакой другой гражданин Великобритании или Европейского
Союза не имеет равного с ним творческого мастерства и опыта, необходимых для данной
работы. Более того, сфера дизайна в Британии - это особая зона. И чтобы попасть
в эту среду, надо проявить себя достаточно весомо. Заканчивая учебу в университете,
я уже знал, чего хочу. Меня привлекала работа в серьезной и творческой дизайнерской
обстановке. Но в России такой возможности не было, и я решил попытаться "найти
себя" на Западе.
> Вы проработали в Лондоне уже восемь лет. Скажите, что побудило Вас перебраться
сюда, и что удерживает Вас здесь?
> После
приезда в Европу мне довелось проработать год в Швейцарии, у знаменитого профессора
промышленного дизайна Луиджи Колани. Затем, набравшись опыта, я обратился с предложениями
к нескольким известным лондонским фирмам, и в результате был принят в группу SP
для работы в интересах таких компаний, как Minolta, Jaguar, Renault и Hewlett
Packard. А держит меня здесь любовь к Лондону - колоссальному источнику дизайнерского
вдохновения, творческой энергии и новых идей. Он стал вторым домом для людей многих
культур и национальностей. Сейчас я живу в старом здании викторианской эпохи в
районе Кенсингтон, недалеко от Гайд-парка. Люблю ездить по улицам на горном велосипеде:
это очень быстро и удобно. Тем более, что уличное движение здесь затруднено, и
автомашина в Лондоне практически не нужна.
> Когда и почему
Вы пришли к работе в области дизайна часов?
> В SP у меня появилась
необходимость разработки дизайна самых разных товаров по заказам крупных международных
клиентов. Одним из таких заказчиков была компания CASIO: я работал над дизайном
нескольких часов линии G-Shock, исходной гаммой часов Baby-G и, наконец, часами
GPS. Работа дизайнера часов завораживает меня. Наручные часы - предмет бесконечно
чарующий, а возможности по его совершенствованию просто безграничны. Это одновременно
и сложный технологический объект, и ювелирное изделие, в котором отражается личная
индивидуальность владельца.
>
Расскажите коротко, как, собственно, создастся дизайн часов?
>
Обычно все начинается с нескольких простых концептуальных набросков, которые постепенно
преобразуются в 10-20 эскизов стилей. Из них придирчиво отбираются наиболее интересные.
Следующий этап - создание ряда дизайнерских вариантов и соответствующих им технических
чертежей. Затем делаются несколько пробных прикидок по цветам и материалам, и
варианты крепления на руку (браслет, ремешок, застежка и т.п.). И, наконец, делается
макет часов для окончательной проверки на эстетичность. И только после этого можно
передавать проект в серийное производство.
> Что влияет на
творчество дизайнера? Откуда Вы берете новые идеи?
> Очень
трудно разложить все по полочкам... На дизайнера, как и на всякого художника,
могут влиять многие предметы, явления и события, и большинство из них - подсознательно.
Я, например, люблю путешествовать, и во время поездок часто собираю необычные
материалы и цветовые гаммы. Нередко источником вдохновения служат крошечные магазины
антикварных часов или эксцентричная мода на лондонских улицах.
> Какие часовые бренды, по Вашему мнению, стали определяющими для часового
бизнеса в последние десять лет?
> Кратко
я ответил бы так: IWC, Jaeger-LeCoultre, Bell & Ross и Baby-G.
> Вы в основном работаете над цифровыми часами, так сказать, на переднем крае
технологии. Какие технологические новшества за прошедшие несколько лет сильнее
всего изменили облик цифровых часов?
> Если говорить о фундаментальном
уровне, то система ночной подсветки Indiglo, используемая в часах TIMEX, полностью
изменила способ освещения циферблата часов. Вы не увидите в наши дни цифровых
часов без той или иной электро-люминисцентной системы. В TIMEX также разработан
абсолютно новый подход к процессу выбора функций и настройки часов, названный
i-Control (англ. - "я управляю"). Это новшество в буквальном смысле меняет облик
цифровых часов, потому что позволяет отказаться от запутанной системы кнопок на
корпусе. Вместо этого все переключения и настройки осуществляются с помощью одной
обычной головки и поворотного кольца, расположенного вокруг циферблата. Технологии
прогрессируют быстро, и я думаю, вскоре появятся модели, в которых часы будут
соединены, например, с мобильным телефоном, модемом для выхода в Интернет или
навигационной системой.
> Какова, на
Ваш взгляд, роль дизайнера в такой большой компании, как TIMEX?
> У TIMEX наследие в производстве часов сочетается с динамичным подходом к
технологии и дизайну. Это - часовая марка №1 в США, Канаде и Мексике, №2 - в Великобритании.
Цвет, отделка, цена, конечно, сильно влияют на решение купить часы, однако именно
базовая концепция дизайна делает часы престижными и выделяет их из множества посредственных
изделий. Дизайн становится последним аргументом в выборе покупателя также и при
совпадении функциональных возможностей разных моделей. Моя задача - быть проводником
европейских требований и особенностей стиля в процессе разработки всей продукции
TIMEX, доносить основные европейские тенденции до дизайнерской группы в США. И
я с удовольствием участвую в создании импульса, который позволяет сохранить устойчивое
движение бренда вперед. Так, последние модели часов TIMEX, дизайн которых разработан
мною, поступят в продажу в апреле 2001 года. Это потрясающе - видеть, что твоя
работа оказывает влияние на общие тенденции в часовом бизнесе.