+ 12.12.2000> Концептуальное искусство. Часть 1 / 31.01.2000
 
Кто придумал этот бред, и зачем это нужно?

Есть один очень элегантный и надежный способ испортить хорошую, веселую вечеринку. Нужно найти среди присутствующих кого-нибудь, кто интересуется концептуальным искусством, и начать с ним беседу на эту тему.

Сначала вы будете тихо разговаривать где-нибудь в уголке - в стороне от основной компании. Но по мере уточнения позиций спорящих характер дискуссии будет становиться все более эмоциональным. Наконец, вы настолько запутаетесь в словесных эскападах, что сами с трудом будете понимать, о чем идет речь. Начнете перебивать друг друга, срываясь на крик...

Другие участники вечеринки притихнут, наблюдая за вами, а на лицах у них будет написано: "Вам не подраться - нам не посмотреть".

И этой беседе не будет конца! Еще ни разу в жизни я не видела, чтобы в такой дискуссии кто-то пришел хоть к какому-нибудь выводу.

Недавно такой спор проходил в присутствии моей бывшей студентки. Она слушала крики часа три, а потом встала и сказала: "Я поняла! Я поняла, что никогда не пойму этот бред. И кто его только придумал? И зачем он нужен?".

С этого начался очередной поиск ответа на вопрос: что это такое - концептуальное искусство? Кто им занимается? Зачем? И почему?
 
Некоторые умные мысли

Первым делом я вытащила из-под шкафа свою тетрадку, которая сохранилась со времен учебы. В ней собраны некоторые умные мысли моего профессора. Очень интересная тетрадка, кстати.

Про концептуальное искусство мой профессор сказал следующие слова:

- Концептуальное искусство характерно тем, что художник следует конкретной концепции.
- Он может придумать ее сам, а может следовать уже известной концепции. - Главное, чтобы она была.
- Концептуальный художник не может рассчитывать на понимание со стороны зрителя. Он этого понимания и не ждет.
- Зритель не может понимать, что в голове у художника. Он может только смотреть на работы и размышлять. Если художник изложит зрителю свою концепцию, зритель сможет размышлять о работах художника в более правильном направлении.
- Концептуальный художник сам решает, какую цель он преследует.
- Если художник говорит, что он не преследует вообще никакой цели, значит он либо "дадаист", либо просто студент, который увлекается марихуаной.

Выходит, что все решения в этом вопросе - за художником. Он решает, что он делает, зачем и почему. А остальные могут понимать это как хотят, или имеют право не понимать ничего.

Раз так, я решила спросить самих художников, что они думают по этому поводу. Вот 10 ответов на вопрос: "Что такое концептуальное искусство, и зачем вы им занимаетесь?".

Ответ первый

Влад

Владу 27 лет, он родился в Москве, окончил Высшую Школу Искусств (HdK) в Берлине. Живет в Берлине. Участвовал в двух выставках "Documenta". Строит концептуальные инсталляции из предметов, делает электронные произведения искусства на компакт-дисках.

-Бооооаааа! Влад замахивается кистью с большим куском краски на холст на стене, потом делает выпад и выбрасывает на холст большую кляксу. -Вааууувау! Вот - это есть искусство! - вдохновенно кричит Влад и замахивается снова.
Может, я не туда попала? Похоже, что от Влада я не добьюсь осмысленного ответа. Я уже собралась уходить, но Влад вдруг успокаивается и неожиданно делает серьезное лицо.

- Что, не похоже на настоящее искусство?
- Не знаю. Наверно для кого-то искусство в самом деле выглядит так.
- Нет. Так выглядят эксперименты. "Что будет, если я намажусь краской и побегаю по холсту?". Искусство, это другое. Это работа. Работа над какой-то идеей, над собой, над чем угодно. Если присмотреться, ты всегда отличишь творческий процесс от простого веселья.
- Ты хочешь сказать, что искусство - это обязательно труд и работа? А как же гениальные линии, нарисованные за секунду в творческом полете?
- Такие гениальные линии - это тоже всегда результат тяжелого труда. Человек должен нарисовать миллион линий, чтобы в какой-то момент "выпалить" одну, которая покорит мир.

- А нельзя вот так, в процессе веселья, нечаянно вдруг нарисовать что-то, что покорит мир?
- Если это случится без предварительной работы - это будет случайностью. А случайно рожденные вещи обычно так просто не повторяются. Такие "шедевры", это "однодневные мухи", к искусству они отношения не имеют. Художник - это постоянно работающий человек, который ищет, пытается воплотить свои идеи, пытается получить результат, максимально похожий на идею, которая в голове.

- Выходит, если человек сделал неповторимую вещь, и потом больше никогда ничего такого сделать не сумел, значит, он не художник?
- Да! Значит, он не художник! Значит, он счастливый человек, у которого побывала в гостях муза.
- Когда человек занимается классической живописью, всем понятно, над чем он работает. А вот о какой работе речь, когда человек делает "инсталляцию" из горы металла, или черный экран с линиями, где ничего не понятно.

- Каждый работает над чем-то своим. Я работаю над идеей. Я думаю, как преподнести что-то так, чтобы люди увидели за этим нечто большее, чем видит человеческий глаз.
- Например? Что должны увидеть люди в черном экране с зелеными линиями?
- Ну, во-первых, они не должны там увидеть ничего, кроме зеленых линий. А потом они должны задать себе вопрос: "И это все? Ради этого нас сюда позвали?". После этого человек начинает искать в том, что он видит, что-то еще.

- И что он найдет?
- В зависимости от того, что он может воспринимать. Кто-то обнаружит, что некоторые линии являются элементами навигации. А кто-то будет пытаться подумать, на время замрет перед монитором, и будет вознагражден за проявленное терпение.
- Каким образом? - Когда просто смотришь на экран, сначала не видно, что горизонтальные линии на самом деле движутся. Если подождать немного, на экране появится другая часть изображения, где кроме линий есть еще и буквы и многое другое.

- Ну, хорошо. В этом заключается концепция? "Если посмотреть на кучу линий внимательно, или достаточно долго, то может выясниться, что это не просто линии?"
- Нет, не совсем. Но уже "тепло". Если смотреть на все вещи повнимательнее, может выясниться, что все в жизни не совсем так, как кажется на первый взгляд. Я хочу своими произведениями иногда напоминать людям, что есть еще такой способ смотреть на вещи. Если кто-то благодаря моим работам додумается иногда смотреть на вещи другими глазами, я буду считать, что старался не зря. Я все сказал, что я думаю о моей работе.

"Интуитивные навигации" в интернете:
Мой друг вернулся с войны
Heaven and Hell
Коала
Superbad
Антибраузер е-13

Ответ второй

Антон

Антону 25 лет. Родился в Омске, живет в Берлине в "занятом доме". По немецким законам в этом доме жить нельзя, потому что он давно "в аварийном состоянии". Иногда из этого дома Антона выгоняет полиция. В одной из пустых квартир Антон оборудовал сеть из 5 старых компьютеров. Это его последнее "произведение".

- На стенках висят картинки. Ты больше не рисуешь?
- Нет, меня полностью захватило "сетевое искусство".

- Многие понимают под "сетевым искусством" искусство в интернете.
- Я понимаю под этим словом искусство, связанное с компьютерными сетями. Не обязательно это должна быть глобальная сеть. Это может быть "локалка" как у меня.

- В чем идея этой вот "локалки" тут?
- Эта сеть - "цифровой вариант" игры в "глухой телефон". Можно передавать информацию от одного компьютера на второй, на третий - и так далее. В начале цепи стоит Макинтош, в середине - "трешка" с DOSом, потом Win95, UNIX, потом WinNt. У человека, который сидит за Макинтошем есть картинка. Он должен показать ее всем другим.

- Для чего такие мучения?
- Для того, чтобы показать, что такое компьютерная сеть. С одной стороны это куча проблем. С другой стороны - удивительное средство для передачи информации. Еще я хочу показать, что это такое - человек, который научился общаться с другими людьми через сеть. Это не простой человек. Это человек, который умеет творчески подходить к проблемам, умеет абстрактно мыслить, имеет большое воображение. Именно такие люди сделали из сетей целое пространство. Пространство, которого никто не видит, но оно существует параллельно с тем, в котором мы обычно живем. Это "сетевое пространство" делает с нашим миром нечто удивительное. С одной стороны сеть сжимает пространство. Расстояние между человеком, сидящим в Америке, и человеком, сидящим в России, почти исчезает. Вы общаетесь так же, как если бы вы жили в соседних домах.

С другой стороны, попадая в сеть, человек вдруг попадает в целый космос. Ему становится доступна целая бездна, полная людей, и того, что эти люди делают. И до всей этой бесконечности - рукой подать. Концептуалисты, сюрреалисты и другие сумасшедшие всю жизнь мечтали о таком "своем" мире. Странном, непонятном и, одновременно, ужасно интересном. Когда этот мир, наконец, возник, я понял, что именно там обитают те люди, с которыми мне интересно. Для них я хочу работать. Я хочу украшать это странное пространство, развлекать тех, кто там живет.

- Твое первое произведение было сделано для интернетного кафе...
- Да... Хозяин кафе меня не понял. Я работал в этом кафе - показывал начинающим, как пользоваться интернетом. На всех компьютерах имелась заставка, картинка, которая светилась на весь экран, когда компьютеры были не заняты. Я подменил эту картинку на всех компьютерах. Поставил вместо нее черный экран с надписью: "You are sitting here, and infinity is in front of you!" (Ты сидишь тут, а перед тобой - бесконечность!) Хозяин кафе ужасно ругал меня, когда увидел это "безобразие". Заставил меня быстро поставить на место старую картинку.

- Ты расстроился?
- Нет, я порадовался. До того, как шеф "прикрыл" мою деятельность, я успел увидеть несколько "понимающих". Они оценили мое "послание".

- Что ты собираешься делать дальше?
- Я собираюсь "затолкать" в сети все виды развлечений, какие только можно. Это все, естественно, будет по дороге деформироваться, требовать импровизаций, потому что не все будет возможно, и иногда результаты будут причудливыми и искаженными. Но для обитателей сетей это уже нормально. Иногда я думаю, что для них это даже естественнее и привычнее.

Сейчас Антон занят организацией праздника и дискотеки. На стены будут проецироваться "фильмы" из одного компьютера, и прямо поверх картинок - изображения с экрана другого компьютера, на котором будет отображаться виртуальная беседа между участниками праздника и людьми из других городов.

"Жизнь в виртуальном пространстве":
Виртуальный город "киберпанк"
Agatha appears
Центр интернета
Люди без адресов

[Продолжение следует]
 
 Miu Mau, Германия, b.a.(hons) multimedia arts - специалист по компьютерной графике в области скрин-дизайна и мультимедиа, эксперт и консультант проекта Лист.Ру miu@mail.ru
http://www.miu-mau.org
 
 > next

 

 previousШрифты: эмоции, передаваемые буквами
 

next

Проголосуйте за Дизайн!
 
 на ту же темуКонцептуальное искусство. Часть 2
Концептуальное искусство в Интернете. Часть 3
Концептуальное искусство в Интернете. Часть 4
Что нового и непонятного в мире сетевого искусства?
 
  
 
© Listovka.ru, 2000