+ 12.12.2000> Концептуальное искусство. Часть 2 / 27.02.2000
 
 "Все, кто нес, никто не донес. Значит, никто ничего не принес"

Самая тяжелая задача для художника - донести свою гениальную идею до других. Его фантазия рождает образ, но зрители видят в готовом произведении что-то совсем другое. И еще работы часто получаются не совсем такими, как их задумывали. А просто перенести свои мысли в голову другого человека невозможно. Тем не менее, иногда случается, что два человека видят одну и ту же идею и одинаково понимают ее. Иногда они начинают работать над этой идеей вместе и "заражать" друг друга своим вдохновением. И тогда возникают коллективные работы...

Итак, мы снова возвращаемся к теме, предложенной 1февраля, - "10 ответов на вопрос: "Что такое концептуальное искусство, и зачем вы им занимаетесь?" На этот раз, на вопрос отвечают пары, которые работают вместе.
 

Ответ третий

Анатолий и Франческа

Франческе 26, родилась и живет в Париже, делает "интерактивные журналы" на компакт-дисках и всякие "мелкие пакости" для интернета. Анатолию 27, родился в Челябинске, живет в Париже, работает программистом. Все, что связано с программированием в работах Франчески, - дело рук Анатолия.

Франческа: Когда меня одолевает какая-то гениальная идея, я не могу молчать. Мне хочется рассказать свои мысли всему свету! Вот так я однажды рассказывала мужу про то, как я собираюсь сделать новый, очень смелый "вход" для электронного журнала. - Мне видится круг, в котором крутятся какие-то стайки точек, и летают всякие предметы. Когда мышь задевает какой-то из предметов... - ...Из круга появляется линия... вытягивается, расползается в большой овал... контур овала расслаивается и в нем появляется текст - вдруг закончил мою мысль Толя. Я остановилась посреди кухни, удивленно помолчала секунд десять, а потом сказала: - Это замечательно, только как это собрать? - Я тебе соберу - спокойно сказал Толя.

Так началась наша совместная работа. Всегда, когда я говорила: "Нет, это для меня слишком сложно", Толя говорил: "Так это самое интересное". Я давно мечтала делать только картинки, не раздумывая все время о моих ограниченных возможностях, а Толя всю жизнь мечтал о какой-то особой задаче, где он мог бы применить свои способности.

 
Самое интересное, что главным концептуалистом в этой команде является именно Анатолий.
Интересуюсь, почему.
- Я никогда не задумывалась раньше над тем, что собственно выражает мое искусство. Бог дал мне талант рисовать вещи "похоже" и академически грамотно. Вот я и раскрашивала все вокруг "открыточными пейзажами", - рассказывает Франческа.

- А я всю жизнь жалел, что не умею рисовать. Мне хотелось сказать миру многое, но я не знал, как это сделать - жалуется Толя. Когда они начали работать вместе, все моментально стало на свои места. Толя начинал придумывать, Франческа дорисовывала, потом они вместе дорабатывали начатое.

Последняя работа - флэш-ролик на компакт-диске.
- Почему именно флэш-ролик на компакт-диске? Да, обычно флэш используют для Интернета, потому что флэш-файлы занимают так мало места. Мы "залили" нашу презентацию на компакт-диск, чтобы можно было дать волю своей фантазии, и проявить себя в полной мере. Ведь в Интернете - даже работая с флэш-презентациями - дизайнеры думают только об одном: как бы добиться того, чтобы все было маленьким, быстро загружалось и не заставляло ждать. Когда начинаешь работать со всеми возможностями программы Флэш, не думая о размерах, это такое удовольствие!
На этой работе ребята, в самом деле, "оторвались". Одних звуков в презентации - за 200 мегабайт. По качеству ролики тянут на "музыкальные клипы" для телевидения.
 



- А самое главное - радуется Франческа - Флэш идеально подходит для нашей идеи с квадратом... - Вот мы и дошли до "Идеи с квадратом". В чем идея? - Люди долго учились понимать концептуальное искусство через такие произведения, как "красный квадрат" Малевича. Зритель подходил к стене, и видел красный квадрат. Многие были вынуждены признаться, что просто не понимают этого. Но доходчивых объяснений к этому "шедевру" никто не давал. Концепция такая: "Вот этот красный квадрат есть искусство. Точка!" Мы не оставляем зрителя наедине с красным квадратом. Мы демонстрируем своими работами, что красный квадрат не содержит ничего, и одновременно содержит все!

Красный квадрат в презентации Анатолия и Франчески разделяется на геометрические фигуры, как на картинах Эшера, из него получаются фигуры, которые разлетаются в разные стороны, попутно превращаясь во что-то другое, и так далее...

На этом принципе построены и все остальные работы. Все начинается с какой-то простой формы, которая потом разворачивается в целый мир. Иногда это круг, который при "отдалении" оказывается одним из тысячи кругов. А все круги вместе, как выясняется, сгруппированы в фигуру... Фигура оказывается буквой, буква - частью надписи на бутылке, бутылка - частью интерьера, и все это развивается до тех пор, пока мы не начинаем видеть весь мир со стороны, опять же, в виде круга...

Все это повторяется бесконечное количество раз... Пока не выключат.

- Наши работы всегда бесконечны. Отчасти мы делаем это так, для того чтобы можно было к каждой работе додумать что-то еще, потому что идеи не кончаются. Это правда: каждый кружочек содержит в себе возможность превратиться во все на свете, и остановиться невозможно.
- Наша мечта? Чтобы кто-то из зрителей однажды сказал, глядя на наши работы: "Остановиться невозможно".
 
 Ответ четвертый

Муштак и Сири

Муштак родился в Дели, ему 32 года, живет в Берлине, преподает дизайн в Высшей Школе Искусств (HdK). Сири родилась в Дели, ей 30 лет, живет в Берлине, она содержит в Берлине галерею, где выставляются только концептуальные работы. Уже давно в самом центре галереи Сири стоит четыре компьютера, которые представляют "электронные произведения искусства". Эти работы Сири и Муштак делают вместе.
 
Наша работа строится по очень простому и строгому принципу: Один работу описывает, другой ее делает. Почему? Наверное, началось все со знаменитой фразы, которую говорил мне мой отец на протяжении всей моей жизни: "Сири, учись выражать свои мысли!" С самого раннего возраста отец показывал мне картины разных художников и говорил: "Скажи, что ты думаешь!". Правильно и доходчиво выражать свои мысли - это стало для меня самым любимым занятием в жизни. Отец не уставал ко мне придираться: "Дааа? Ты, в самом деле, так думаешь? Ах, ты не это хотела сказать! А что ты хотела сказать? А почему не сказала?".

Однажды Муштак сказал мне: "Ты рассказываешь - как картину рисуешь! Перед глазами возникает образ". После этого он сел рисовать то, что я описала своим рассказом. И получилось... совершенно не то. И опять я начала сопротивляться: "Я не это хотела сказать!!!"

То, что началось с игры, закончилось серьезно. На сегодняшний день в галерее Сири можно увидеть шесть законченных работ. Вся серия называется "визуализация мыслей".

Зрителю предлагается сначала посмотреть на изображение, а потом почитать описание, по которому изображение было сделано.

Результат - удивительный! Если внимательно посмотреть на работы, становится видно, какой это тонкий и сложный процесс - передача мыслей и эмоций другому человеку. Во многих местах видны поправки: "Имелось в виду не это. Я хотел сказать что-то другое". Иногда вся игра заканчивается совсем "безнадежно". Никто никого не понимает, никто не может выразить такие мысли словами! Тогда все превращается в шутку вроде дорожного знака, на котором вроде все нарисовано понятно - понятнее некуда, и все равно некоторые видят в нем совсем не то, что надо...

- Наши работы показывают, как это мучительно трудно - понимать другого человека. Даже люди, которые работают вместе, являются лучшими друзьями, разделяют многое в жизни, и то, иногда, не в состоянии объяснить друг другу, что же они хотят сказать. Что уж там говорить о менее близких людях. А ведь большая часть недоразумений между людьми возникает оттого, что люди не видят, как информация искажается на пути к собеседнику. Или приукрашивается. Или теряет основной смысл... Мы рисуем человеческую натуру такой, какая она есть на самом деле.
 
 Ответ пятый.

Валерий и Алина.

Валерию 22, родился в Витебске, живет в Берлине, работает свободным художником, живет не известно с чего. Алине 20, родилась в Москве, живет в Берлине, работает художником-оформителем.

Мы встретились на выставке "Conceptuart" в Вене. - Ничего, ничего умного об искусстве говорить не буду! - кричит Валера. Он лежит на спине и размахивает руками. - Ой! Вот! Люди идут. Искусство смотреть! Валера встает, достает откуда-то трубу, приставляет ее к уху. Алина говорит в другой конец трубы: "Ту-тууу!"

Потом великие художники меняются ролями: Алина слушает, Валерий говорит. На трубе по-русски написано: "коммуникационная труба". Все это наблюдает группа изумленных японцев. - This is communication-design! (это коммуникационный дизайн) - поясняет Валера. Японцы кивают. Один что-то говорит и вопросительно кивает головой. - 10000 dollars! - Говорит Валера. Японцы с веселым видом уходят. - Во как! Коммуникационный дизайн, это вам не "Мона Лиза". Такое попробуй повтори сам! - Мне кажется, что японцы не оценили твою гениальную идею... - А ты смотри на них внимательно. Так улыбается человек, не понимающий настоящего искусства!

Продолжение следует.

Концептуальные художники, которые работают вместе:
Атриум Арт-группа "Драконовы Ключи".
Есть ли связь между адом и раем? Ольга Лялина и Михаил Самин.
JoDi Над проектом работают друзья: Joan Heemskerk и Dirk Pasemans.
Eboy Авторы - три друга, которые живут в разных странах.
CyberVato работа друзей, Guilleno Gomez-Pena + Roberto Sifulentes.

 

 Miu Mau, Германия, b.a.(hons) multimedia arts - специалист по компьютерной графике в области скрин-дизайна и мультимедиа, эксперт и консультант проекта Лист.Ру miu@mail.ru
http://www.miu-mau.org
 
 > next
 
 previousКак дизайнер видит свой город. Добавь свой проект!
 

next

Киберпанки в России
 
 на ту же темуКонцептуальное искусство. Часть 1
Концептуальное искусство в Интернете. Часть 3
Концептуальное искусство в Интернете. Часть 4
Что нового и непонятного в мире сетевого искусства?
 
  
 
© Listovka.ru, 2000