+ 12.12.2000> Концептуальное искусство в Интернете. Часть 3 / 27.04.2000
 

Родился уродом? Попробуй еще раз!

Да, ребята, в сетке человек свободен. В первую очередь человек в сетке свободен от себя. Он не имеет внешнего вида. Он не имеет личности. Он может нарисовать себя на белом листе — нарисовать себе пол, возраст, карьеру, прошлое, лицо, тело, характер...

Он может примерить к себе любую роль... И сбросить ее, если ему не понравится. В любую секунду человек может перечеркнуть все, начать сначала и так до бесконечности. Жизнь, злая и суровая жизнь, которая не знает пощады, - вдруг дает человеку в сетке неограниченное количество шансов исправить свои ошибки, вернуться в этот мир в другом облике, прожить все сначала... Родиться снова, не забывая ошибок из прошлой жизни!
C-hook для журнала Дружба Народов.

Окончание от 27.02.2000 - (10 ответов на вопрос: "Что такое концептуальное искусство, и зачем вы им занимаетесь?")

Ответ шестой.

Матвей.

Матвею 25 лет, родился в Москве, в 3 года приехал с родителями в Берлин, где и живет сейчас. Работает шрифтовым дизайнером. В свободное время занимается концептуальным искусством в сети, по окончании проектов пишет объяснения к ним в независимых газетах для концептуальных художников.

- Если я правильно поняла твои статьи, то ты сам и являешься произведением искусства. Правильно?
- Нет! Произведением искусства является виртуальная личность, которую я создаю каждый раз.
- Но эта личность - ты! Ты от имени этой личности рисуешь картинки, пишешь стихи, строишь интернетные странички, ведешь переписки. ты живешь жизнь этой личности.
- Но этой личности на самом деле нет.
- Но тот, кто пишет, рисует, спорит и дружит - есть?
- Нет. Я пишу от имени личности, которой нет. Но это не я. Я на самом деле не такой.
- ОК! Давай сначала разберемся подробно в твоей концепции. Ты каждый раз заводишь себе новый доступ в Интернет, новый адрес, новую страничку... Придумываешь нового человека, и начинаешь от его имени мутить воду в Интернете. Зачем?
- Каждый раз я создаю абсолютно свободную личность. И через нее я испытываю опыт абсолютной свободы.
- Свободы от чего?
- Свободы от комплексов, морали, выдуманных правил, страхов, ненастоящих забот.
- И что же такого интересного творит в Интернете человек, свободный от морали и страха?
- Когда как. Он ведь всегда разный человек. Иногда это лирик-романтик, который не приносит никакой пользы, но радует мир своей красотой. Иногда это отсидевший 10 лет убийца, который ищет друзей в Интернете, потому что в реальной жизни с ним уже давно никто не хочет общаться. Вокруг некоторых личностей иногда возникают даже небольшие "фэн-клубы". А другие умирают от одиночества, потому что все очень быстро рвут с ними всякие отношения.
- Ты выдаешь себя за человека, которого на самом деле не существует. Что ты делаешь с недавно приобретенными друзьями по окончании эксперимента? Говоришь "Прости пожалуйста, но это был просто тест"? Или молча исчезаешь?
- Да, это очень сложный вопрос. Мои эксперименты не имели бы смысла, если бы мои собеседники и друзья по переписке не верили в то, что все это настоящее. Я всегда пытаюсь выяснить в процессе общения, кто насколько "понимает шутки". Если мне кажется, что мой друг повесится, узнав, что с ним просто пошутили, я исчезаю как-нибудь тихо, говорю, что продаю компьютер и уезжаю на край света. Если собеседник более или менее нормальный человек, я говорю ему правду в конце эксперимента. В любом случае все личные информации, жалобы, откровения и признания навсегда остаются в тайне. У настоящего Матвея еще есть совесть.
- Многие говорят, что это вовсе не искусство - ты просто маешься дурью в Интернете, и ищешь этому оправдание.
- Если бы я просто маялся дурью, я бы скрывал все эти приключения от общественности, и играл бы в свою игру сам с собой. Но я не просто кручу мозги жителям Интернета. Я старательно придумываю личность, даю ей "пожить", и потом описываю, чем кончилось.
- Ты ждешь какого-нибудь результата или финала?
- Я хочу однажды создать идеальную личность, которая просто все делает правильно, потому что она уже знает, какие ошибки делать нельзя. Что-то вроде бесконечного шанса исправлять свои ошибки - и в результате - безупречный человек, который все знает наперед.
- Напоминает фильм "День сурка", герой которого все время рождается в одном и том же дне.
- Да! Именно что-то вроде этого.
- Ну и что же будет делать этот безупречный человек, которого все полюбили?
- Он скажет всем, что он стал таким, потому что ему давали второй шанс! И третий, и пятый...
- Ему не давали пятый шанс. Он просто бросал все, и начинал эксперимент снова с новым "подопытным кроликом". В жизни ведь так нельзя.
- Ну, это же искусство... Художник часто пытается изобразить что-то, что к сожалению в жизни невозможно. Для меня виртуальное пространство, это свобода от самого себя. Вот вся концепция. Интернет позволяет мне продемонстрировать людям, как выглядит человек свободный от всего, что не имеет к его человеческой натуре отношения. Человек сам - в чистом виде.

 
Ответ седьмой.

Илья.
(Присутствовал на интервью с Матвеем).

Илье 26 лет, родился в Киеве, живет в Берлине, работает в одной комнате с Матвеем.

- Фигня все это! (показывает пальцем на Матвея)
- Да-а? Почему?
- Да ну... Дело не в жизненном опыте и в двух десятках последних шансов. Ты можешь рождаться снова хоть сто миллионов раз. Всегда найдется какая-нибудь странная тетка, которая обидится на тебя за ерунду. И в реальной и в виртуальной жизни. Поэтому я считаю эксперимент Матвея безнадежным.
- Ты тоже называешь себя концептуальным сетевым художником. Расскажи свою концепцию!
- Если коротко, то я делаю полную противоположность от того, что делает Матвей. Я пытаюсь показать именно себя, таким, какой я есть. И докричаться до узкого круга, но до понимающих людей. До мне подобных. Пусть их будет два человека, но это будут те самые два человека, которых я искал.
- Твое последнее произведение в Интернете представляло собой одну единственную картинку, на которой был нарисован серый развод. Под картинкой ты написал: "мое настроение сейчас". И ссылку на это произведение ты разрекламировал во всех возможных серверах знакомств и других "людных местах". Это ты называешь "показать, какой я есть?"
- Да, именно это! На мою картинку посмотрело несколько сотен человек (я статистику потом проверил). Из них десяток написал, что я придурок, а двое написали очень интересные письма. Из этих двоих один оказался чуть ли не моим соседом. Мало того, что он живет на соседней улице. Он переехал в Берлин столько же лет назад, как и я, у нас тут одинаковые любимые места, и много общих интересов. И вообще, мы так обрадовались, когда встретились, кажется, что мы давно искали именно друг-друга.

Ну так вот - к чему я это рассказываю - я создал произведение искусства, которое отобразило мой внутренний мир. И тот, кто видит мир так же, как и я, понял меня, почувствовал, что мы в чем-то похожи, что нам есть о чем поговорить. В принципе я ищу себе подобных в этом мире, и использую виртуальное пространство, потому что тут можно легко докричаться до большого количества людей. Я как инопланетянин посылаю куда-то в виртуальное пространство послания в виде произведений искусства, и надеюсь, что кто-то сможет распознать, что я хотел сказать.
 
Ответ восьмой.

Юра.

Юре 31 год, родился в Ставрополе, живет в Берлине, но большую часть времени проводит в Лондоне, потому что получил там работу дизайнером. В свободное время создает концептуальные произведения искусства в Интернете. Пытался создать "интернетную скульптуру". Сейчас программирует вместе с другом интернетную страничку, которая должна как-то адекватно реагировать на действия того, кто ее смотрит.

- Я очень хорошо понимаю специфику Интернета, и знаю, что никакой особой красоты художник себе позволить не может. Картинки должны быть маленькими, занимать мало места, содержать мало цветов.
- Но твое последнее произведение все-таки кажется крайностью - везде на страничке одноцветные квадратики с подписями: "это телевизор", "это кино"...
- Ты читала "Лабиринт Отражений" Лукьяненко? Я не большой любитель фантастики, но эта книга содержит интересную мысль: люди, которые активно используют Интернет в самом деле находятся под определенным гипнозом, и воспринимают все, что они видят в компьютере, несколько иначе.
- Что значит "иначе"?
- Каждый, кто хоть раз провел в чате ночь, и увлеченно болтал с кем-то до рассвета, знает это чувство. Через 5-6 часов у тебя такое чувство, как будто ты говорил, смеялся, расстраивался, переживал. Когда вспоминаешь такую беседу, кажется, что ты слышишь голоса, различаешь интонации, видишь выразительные жесты. А если посмотреть на запись беседы на следующий день - пара страниц простого текста, временами еще немного перепутанного из-за типичных "интернетных тормозов". Это говорит о том, что в момент "погружения" в Интернет человек воспринимает Интернет по-другому. Ему достаточно нескольких знаков, для того, чтобы он услышал смех, или увидел жест. Когда делаешь искусство для таких людей, оно и выглядит по-другому.
- Почему ты делаешь искусство именно "для таких людей"? Чем тебе обычная публика не нравится?
- Ну, во-первых я сам такой. Я в Интернете живу, я там работаю, рисую, дружу, жду, помогаю или прошу помощи. И как любой обычный художник, я творю свои произведения искусства именно в том пространстве, в котором я обитаю.
- А потом становишься перед аудиторией "не сетевых жителей", и пытаешься им объяснить свои произведения...
- Да. Мне кажется, что мир в некоторой степени разделился на жителей реального мира и жителей виртуального мира. Это состояние уже развилось до такой степени, что приходится этих людей "представлять" друг-другу, объяснять одним, как устроены другие, учить их понимать друг-друга. Через мои произведения я показываю им друг-друга. Сначала я создаю что-то, что способны воспринять "сетяне". Потом я демонстрирую это "землянам": "вот, смотрите, вот так у них выглядит смех".
- Ой! Ты в самом деле так видишь наш мир?
- Я конечно немного приукрасил. На то я и художник. Вообще мне кажется, что среди настоящих "заядлых Сетян" больше людей, способных понять концептуальное искусство, чем среди "невиртуальщиков".
- А это почему?
- Все по той же самой причине. У человека, который увидел что-то живое в Интернете, перешагнув через барьер плохого изображения, недостающего звука и плохой скорости передачи мысли, должен обладать каким-то особо развитым абстрактным мышлением. Или каким-то умением, видеть немного больше, чем все остальные. Кстати! Статистика показала, что только 2% всех людей способны понять концептуальное искусство.
 
  Если вы относите себя к этим самым двум процентам - в разделе Net-art для вас появилось несколько новых интересных ссылок.

Виртуальное тело бога. Проект Андрея Великанова.
Внутри башни. Галерея пустоты.
Искусственный интеллект. Читайте здесь - диалог между несуществующим сознанием и пустотой.
Кусок жизни. Журнал стареющих детей.
Держите крепко свой компьютер! Но не бойтесь, он это переживет...
Кибердзен. Основные принципы жизни в Интернете.
Желтый виртуальный город, очередной город, которого нет.

 

 Miu Mau, Германия, b.a.(hons) multimedia arts - специалист по компьютерной графике в области скрин-дизайна и мультимедиа, эксперт и консультант проекта Лист.Ру miu@mail.ru
http://www.miu-mau.org
 
 > next
 
 previousДизайнерам надоел Интернет
 

next

Он изобрел универсальный шрифт
 
 на ту же темуКонцептуальное искусство. Часть 1
Концептуальное искусство. Часть 2
Концептуальное искусство в Интернете. Часть 4
Что нового и непонятного в мире сетевого искусства?
 
  
 
© Listovka.ru, 2000