+ 12.12.2000> Гудбай Америка, о-о! / 22.08.2000
 

Чем дальше на восток, тем лучше дизайнеры?

Сейчас - время подведения итогов. Интернетный "Оскар", "Золотые львы", Typo-media, Annual Multimedia, Art directors Award, Typo-design Award, Graphic-design Award, Конкурс плакатного искусства... И еще мессы и фестивали, где называют лучших дизайнеров, оформителей, полиграфистов и художников 2000 года. Победители - самые разные. Разнообразие работ в этом году невообразимо. Но все результаты имеют нечто общее: "американская лихорадка" прошла, и все с удивлением смотрят на восток.

Еще год назад это было чуть ли ни самой распространенной фразой. Когда начинались разговоры о дизайне, обязательно все заканчивалось фразой: "Ну да... Американцы... Ну что тут скажешь. Самые большие профессионалы, самый большой опыт, самые качественные работы. Все так профессионально, так хорошо, так безупречно, так весело. Да, американцы - самые молодцы!"

Правда где-то год назад уже даже у самых яростных любителей американского дизайна начали проскакивать тоскливые нотки.

В этом году дела обстоят совсем плохо. Как только затрагивается "американская тема", сразу начинаются разговоры про творческий кризис. Так что же с ними, такими профессиональными и оптимистичными произошло?

За последние несколько лет американцы умудрились сделать удивительную вещь. Они практически нашли "золотую середину" для того, как следует делать коммерческий дизайн. Они вывели эту самую формулу, в которой сказано, сколько дизайна стоит делать какому заказчику, а сколько не стоит. Сколько надо тратить времени на нарисование круга, сколько надо тратить денег на килобайт красоты, что в коммерческом дизайне - лишняя трата времени, что - роскошь, а что - обязательный минимум.

Когда я увидела план, по которому в большой американской фирме разрабатывается дизайн для новой страницы, и за одно дизайн для рекламы (печатной и интернетной), я громко сказала: "Бе-едные дизайнеры!"

Такой план я уже где-то видела. Дедушка мне в детстве показывал план какого-то там военно-учебного наступления. "От этой точки - до той точки ползком. Дальше столько-то метров до окопа бегом, при чем выделено на эту акцию ровно 45 секунд, и не 46, и не 44... " Вот, примерно так выглядел американский план изготовления дизайна.

 

Весь процесс был расписан на этапы. Само по себе это нормально, мы все так работаем. Но этот план был какой-то особенный. В нем были какие-то странные описания, вроде "2 часа 15 минут на каждый эскиз для страницы такого-то уровня, 1 час 15 минут на эскиз страницы уровнем ниже..."

Далее после каждого этапа следовал грозный текст: "Всех участников проекта проинформировать о том, как технически будет реализована идея. Убедиться, что все, кто участвуют в продукции, поняли, что именно они будут делать. Все участники проекта получают последний шанс предупредить о возможных проблемах с продукцией. Все возможные проблемы с продукцией должны обсуждаться, пока не будет принято общее решение - как обойти проблему. Если возникла проблема, для которой не нашлось решения в течении 20% от времени, выделенного на данный этап, коллектив начинает придумывать новое, менее проблематичное решение - как сделать этот проект. Только когда ни у кого из участников больше не будет вопросов, можно переходить к следующему этапу.

После этого следует предложение, которое мелькает в этом плане постоянно, как какой-то код, который должен намертво запомниться всем несчастным сотрудникам: "Возвращение к уже закрытому этапу возможно только в самом крайнем случае, и повлечет за собой незапланированные затраты, которые выходят за рамки запланированного бюджета."

Как выполнить пожелания заказчика, тоже описано в этом плане. Для дизайнеров там прилагается целый "короткий курс психоанализа заказчика", где написаны премудрости вроде: "Если заказчик говорит, что он хочет увидеть в дизайне много желтого цвета, значит ему хочется, чтобы дизайн выглядел оптимистично, и вызывал у зрителя положительные эмоции. Если желтый цвет плохо подходит к корпоративному дизайну, или его использование неуместно, можно предложить другие альтернативные цвета, в зависимости от возраста целевой группы. Для целевой группы в возрасте до 14 лет - ярко розовый. Для целевой группы от 13 до 19 лет - желто-зеленый или горчичный.." И так далее.

Таким образом запуганный американский дизайнер бросается делать эскиз страницы за 2 часа 15 минут, при этом обдумывая, как он лучше объяснит свои пожелания тем, кто будет участвовать в продукции, и твердо придерживаясь инструкции по работе с эмоциями заказчика.

В результате в кратчайшие сроки возникает дизайн, на который потрачено ровно столько времени, сколько ему положено, и который всех устраивает. (Попробовал бы он кого-нибудь не устроить, когда возвращение к законченному этапу стоит так много незапланированных денег.)

Безусловно, если агентство делает сотни страничек для десятка заказчиков, которых интересуют только сроки и планы, это очень удобно. Но в этом году уже был высказан приговор: с рождением этого безупречно организованного подхода к дизайну в американском дизайне что-то умерло.

Арт-директор голландского рекламного агентства "Mypress" сказал в своем выступлении на выставке Typo-Media 2000:
- Когда дизайнеры работают в таком режиме, они уподобляются роботу, который собирает мозаику из кучи картинок, которые вложили в его базу данных. Они уже не изобретают ничего нового. Они судорожно комбинируют то, что "вертится на уме", складывают в новых и новых комбинациях все, что уже когда-то было, и быстро останавливаются на решении, которое меньше всего режет глаз. К сожалению, такая работа приучает человека быстро приходить к какому-то сносному результату. Поэтому дизайнеры начинают переносить эту модель поведения и на свои персональные работы. А жаль...

 
В этом году в очень многих международных конкурсах, где американцы всегда держались на первых местах, ни одно из первых мест американцами не занято. Корпоративные работы, индустриальные дизайны, и коммерческие интернетные странички американского производства еще крутятся где-то среди номинаций и четвертых мест.

А вот в областях, которые больше подпадают под "искусство", все первые места заняты кем угодно, только не американцами. Все три международных конкурса по плакатному искусству (в Дрездене, в Лондоне и в Каннах) победили чешские дизайнеры.

Интернетный "Оскар" поделили между собой французы и англичане. (Чуть-чуть не дотянул Алексей Шульгин со своей персональной страницей easylife.org)

На самых известных мессах, посвященных полиграфическому и графическому дизайну, начали появляться новые "звезды". Все похвалы за лучшие шрифты года ушли в Лондон, аплодисменты за новые и красивые решения в области полиграфического дизайна в этом году чаще всех получали дизайнеры из Польши и Чехии, приз за лучшее в мире оформление детской книги получил югославский дизайнер Зоран Митич, который вообще только что закончил учебу в художественной академии...

Приз за лучшую упаковку года (который каждый год уходил в Японию) на этот раз достался дизайнеру из Индии.

На одной из последних месс, Typo-Media 2000, кто-то из журналистов за 15 минут до закрытия задорно вещал в камеру: "Ну что! В этом году муза зимовала в Европе, и она явно шагает на восток. В следующем году мы ждем еще больше удивительных работ из восточной Европы и вообще из восточных стран. Так что, дорогие учредители месс для дизайнеров, готовьте русскую водку, чешское пиво, и индийские душистые палочки, чтобы встречать гостей!"
 
 Если вам понравилась идея с русской водкой - многие известные конкурсы для дизайнеров еще принимают работы.

Интернетный "Оскар"
Type Directors Club of New York, (информации запрашивать электронной почтой).
Cyberlions
Annual Multimedia
German Communication Design Award,
(информации запрашивать электронной почтой).

Дизайнеры так же могут представлять свои работы на мессах.
Сейчас актуальны :
ARS Electronica и
ATypi 2000

 

 Miu Mau, Германия, b.a.(hons) multimedia arts - специалист по компьютерной графике в области скрин-дизайна и мультимедиа, эксперт и консультант проекта Лист.Ру miu@mail.ru
http://www.miu-mau.org
 
 > next
 
 previousScreen Fonts и другие новости
 

next

Будущее веб-дизайна или просто уродство?
 
 на ту же темуКонкурсы дизайнеров. От них одни убытки?
Дизайнерам надоел Интернет
В неволе не размножаются
Куда пойти учиться?
Куда пойти учиться? (продолжение)
Кому нужен 16-летний дизайнер?
 
  
 
© Listovka.ru, 2000