Сейчас - время подведения итогов. Интернетный "Оскар", "Золотые львы", Typo-media, Annual Multimedia, Art directors Award, Typo-design Award, Graphic-design Award, Конкурс плакатного искусства... И еще мессы и фестивали, где называют лучших дизайнеров, оформителей, полиграфистов и художников 2000 года. Победители - самые разные. Разнообразие работ в этом году невообразимо. Но все результаты имеют нечто общее: "американская лихорадка" прошла, и все с удивлением смотрят на восток.
Еще год назад это было чуть ли ни самой распространенной фразой. Когда начинались разговоры о дизайне, обязательно все заканчивалось фразой: "Ну да... Американцы... Ну что тут скажешь. Самые большие профессионалы, самый большой опыт, самые качественные работы. Все так профессионально, так хорошо, так безупречно, так весело. Да, американцы - самые молодцы!"
Правда где-то год назад уже даже у самых яростных любителей американского дизайна начали проскакивать тоскливые нотки.
В этом году дела обстоят совсем плохо. Как только затрагивается "американская тема", сразу начинаются разговоры про творческий кризис. Так что же с ними, такими профессиональными и оптимистичными произошло?
За последние несколько лет американцы умудрились сделать удивительную вещь. Они практически нашли "золотую середину" для того, как следует делать коммерческий дизайн. Они вывели эту самую формулу, в которой сказано, сколько дизайна стоит делать какому заказчику, а сколько не стоит. Сколько надо тратить времени на нарисование круга, сколько надо тратить денег на килобайт красоты, что в коммерческом дизайне - лишняя трата времени, что - роскошь, а что - обязательный минимум.
Когда я увидела план, по которому в большой американской фирме разрабатывается дизайн для новой страницы, и за одно дизайн для рекламы (печатной и интернетной), я громко сказала: "Бе-едные дизайнеры!"
Такой план я уже где-то видела. Дедушка мне в детстве показывал план какого-то там военно-учебного наступления. "От этой точки - до той точки ползком. Дальше столько-то метров до окопа бегом, при чем выделено на эту акцию ровно 45 секунд, и не 46, и не 44... " Вот, примерно так выглядел американский план изготовления дизайна.
Весь процесс был расписан на этапы. Само по себе это нормально, мы все так работаем. Но этот план был какой-то особенный. В нем были какие-то странные описания, вроде "2 часа 15 минут на каждый эскиз для страницы такого-то уровня, 1 час 15 минут на эскиз страницы уровнем ниже..."
Далее после каждого этапа следовал грозный текст: "Всех участников проекта проинформировать о том, как технически будет реализована идея. Убедиться, что все, кто участвуют в продукции, поняли, что именно они будут делать. Все участники проекта получают последний шанс предупредить о возможных проблемах с продукцией. Все возможные проблемы с продукцией должны обсуждаться, пока не будет принято общее решение - как обойти проблему. Если возникла проблема, для которой не нашлось решения в течении 20% от времени, выделенного на данный этап, коллектив начинает придумывать новое, менее проблематичное решение - как сделать этот проект. Только когда ни у кого из участников больше не будет вопросов, можно переходить к следующему этапу.
После этого следует предложение, которое мелькает в этом плане постоянно, как какой-то код, который должен намертво запомниться всем несчастным сотрудникам: "Возвращение к уже закрытому этапу возможно только в самом крайнем случае, и повлечет за собой незапланированные затраты, которые выходят за рамки запланированного бюджета."
Как выполнить пожелания заказчика, тоже описано в этом плане. Для дизайнеров там прилагается целый "короткий курс психоанализа заказчика", где написаны премудрости вроде: "Если заказчик говорит, что он хочет увидеть в дизайне много желтого цвета, значит ему хочется, чтобы дизайн выглядел оптимистично, и вызывал у зрителя положительные эмоции. Если желтый цвет плохо подходит к корпоративному дизайну, или его использование неуместно, можно предложить другие альтернативные цвета, в зависимости от возраста целевой группы. Для целевой группы в возрасте до 14 лет - ярко розовый. Для целевой группы от 13 до 19 лет - желто-зеленый или горчичный.." И так далее.
Таким образом запуганный американский дизайнер бросается делать эскиз страницы за 2 часа 15 минут, при этом обдумывая, как он лучше объяснит свои пожелания тем, кто будет участвовать в продукции, и твердо придерживаясь инструкции по работе с эмоциями заказчика.
В результате в кратчайшие сроки возникает дизайн, на который потрачено ровно столько времени, сколько ему положено, и который всех устраивает. (Попробовал бы он кого-нибудь не устроить, когда возвращение к законченному этапу стоит так много незапланированных денег.)
Безусловно, если агентство делает сотни страничек для десятка заказчиков, которых интересуют только сроки и планы, это очень удобно. Но в этом году уже был высказан приговор: с рождением этого безупречно организованного подхода к дизайну в американском дизайне что-то умерло.
Арт-директор голландского рекламного агентства "Mypress" сказал в своем выступлении на выставке Typo-Media 2000: - Когда дизайнеры работают в таком режиме, они уподобляются роботу, который собирает мозаику из кучи картинок, которые вложили в его базу данных. Они уже не изобретают ничего нового. Они судорожно комбинируют то, что "вертится на уме", складывают в новых и новых комбинациях все, что уже когда-то было, и быстро останавливаются на решении, которое меньше всего режет глаз. К сожалению, такая работа приучает человека быстро приходить к какому-то сносному результату. Поэтому дизайнеры начинают переносить эту модель поведения и на свои персональные работы. А жаль...
В этом году в очень многих международных конкурсах, где американцы всегда держались на первых местах, ни одно из первых мест американцами не занято. Корпоративные работы, индустриальные дизайны, и коммерческие интернетные странички американского производства еще крутятся где-то среди номинаций и четвертых мест.
А вот в областях, которые больше подпадают под "искусство", все первые места заняты кем угодно, только не американцами. Все три международных конкурса по плакатному искусству (в Дрездене, в Лондоне и в Каннах) победили чешские дизайнеры.
Интернетный "Оскар" поделили между собой французы и англичане. (Чуть-чуть не дотянул Алексей Шульгин со своей персональной страницей easylife.org)
На самых известных мессах, посвященных полиграфическому и графическому дизайну, начали появляться новые "звезды". Все похвалы за лучшие шрифты года ушли в Лондон, аплодисменты за новые и красивые решения в области полиграфического дизайна в этом году чаще всех получали дизайнеры из Польши и Чехии, приз за лучшее в мире оформление детской книги получил югославский дизайнер Зоран Митич, который вообще только что закончил учебу в художественной академии...
Приз за лучшую упаковку года (который каждый год уходил в Японию) на этот раз достался дизайнеру из Индии.
На одной из последних месс, Typo-Media 2000, кто-то из журналистов за 15 минут до закрытия задорно вещал в камеру: "Ну что! В этом году муза зимовала в Европе, и она явно шагает на восток. В следующем году мы ждем еще больше удивительных работ из восточной Европы и вообще из восточных стран. Так что, дорогие учредители месс для дизайнеров, готовьте русскую водку, чешское пиво, и индийские душистые палочки, чтобы встречать гостей!"
Если вам понравилась идея с русской водкой - многие известные конкурсы для дизайнеров еще принимают работы.
Дизайнеры так же могут представлять свои работы на мессах. Сейчас актуальны : ARS Electronica и ATypi 2000
Miu Mau, Германия, b.a.(hons) multimedia arts - специалист по компьютерной графике в области скрин-дизайна и мультимедиа, эксперт и консультант проекта Лист.Ру miu@mail.ru http://www.miu-mau.org