+ 12.12.2000> Дизайнерам надоел Интернет / 17.03.2000
 
 

Дизайнеры, ау!

Институт EMNID, который занимается исключительно общественным мнением и статистикой, 4 года назад провел опрос среди дизайнеров. Оказалось, что 70% "не-интернетных" дизайнеров либо собирались перенести свою деятельность в Интернет, либо только что это сделали. Они ругали все остальные области, где они могли бы работать, и говорили, что Интернет среди них - самая перспективная, и в ней работать приятнее всего. Сегодня, 4 года спустя, опубликованы новые результаты опроса на эту же тему. Теперь 60% веб-дизайнеров мечтают работать в любой другой области - лишь бы подальше от Интернета. Среди остальных 40% - решивших "остаться" - преобладал такой мотив: "поздно переучиваться". Из тех же, кто как раз работает вне Интернета, только 6% сказали, что хотели бы попробовать переселиться в Интернет. Но даже из них никто не сказал, что веб-дизайн является "профессией его мечты".

 

Вывод однозначный - дизайнерам надоел Интернет!

Четыре года назад дизайнеры назвали много причин, по которым они хотели бы работать именно с графикой для Интернета. Среди этих доводов чаще всего можно было слышать следующие семь:

1. На этом рынке еще много открытых мест, перспективы для карьеры большие.

2. Конкуренция большая, но не "страшная" - большинство из интернетных дизайнеров - начинающие.

3. Дизайнеру дают больше шансов показать себя, т.к. по-настоящему опытных практически нет.

4. Ошибки интернетных дизайнеров воспринимаются не так трагично, потому что их можно исправить на любом этапе. Если в печатной продукции рано или поздно возникает 10 000 экземпляров ошибки, то исправить ее уже невозможно. В Интернете же можно "быстренько сбегать на сервер" и исправить ошибку на любой стадии работы.

5. Продукция во много раз дешевле, чем все, что дизайнер может оформить вне Интернета. Поэтому нет "драки" за каждую гениальную идею. Нет постоянных споров о том, что дизайнер не может реализовать идею, потому что это слишком дорого. Умеешь - рисуй.

6. Нет нужды в больших инвестициях, чтобы стать свободным и работать дома. Достаточно иметь свой компьютер с двумя-тремя необходимыми программами - все можно делать, не отходя от рабочего стола. Особенно хорошо это сравнение подходило к печатному дизайну, потому что у домашних компьютеров совершенно не хватало ресурсов, чтобы работать с иллюстрациями, требующими высокой степени разрешения, или с макетами целых журналов.

7. Все время появляется что-то новое. Это интересно, есть мотивация все время учиться и развиваться.

К результатам опроса прилагалось несколько часто повторяющихся высказываний дизайнеров:

- Как посмотришь на печатную продукцию - делать там молодому человеку абсолютно нечего! Если издательство не принадлежит твоему папе, или ты не был любимым "юным талантом" главного художественного редактора с трехлетнего возраста, то тебе обеспечено пожизненное сидение среди несчастных верстальщиков. Если очень повезет, ты со временем станешь особо нужным человеком, и за это тебя будут загружать работой в 8 раз больше, чем всех остальных. Это называется "карьера".

- Мне так надоело ночевать в типографии! Вечно сидишь и ждешь этого проклятого пробного экземпляра, чтобы увидеть, где же опять ошибка. Если не ночуешь в типографии - значит, ночуешь там, где делают офсетные фильмы. Если ночуешь дома - значит, постоянно где-то всплывают проблемы. То постскриптовые шрифты "глюкнут", то не найдется что-то, то какой-то формат не опознается и что-то куда-то не туда сдвигается... Дизайнер постоянно ждет удара.

- Везде хотят, чтобы дизайнеру было 20 лет, и он имел 30 лет опыта работы в большом агентстве. Что таких на свете нет, никого не интересует. Хорошо в Интернете - весь веб-дизайн появился только что. "Старожилов" практически нет. Мы будем расти вместе с Интернетом!

 
  Сплошные разочарования

В этом году основные доводы "против Интернета" являются полной противоположностью сказанному выше. Можно подумать, что взгляд дизайнеров на Интернет перевернулся ровно на 180 градусов, и все перекрасилось из белого в черное.

- Открытых мест? Тут нету места никому! Каждый, кто получил в подарок на шестнадцатый день рождения компьютер, к 18 годам становится "законченным профессионалом". Чтобы продемонстрировать это, детки приносят очень даже неплохо сверстанные странички, довольно симпатичные на вид. Конечно, все это не компенсирует пяти лет опыта. Но они так мало хотят - за гроши они согласны делать что угодно, лишь бы уже работать, и на работе по ходу дела быстро всему научаются. Почти везде с большей готовностью берут троих таких, чем одного "опытного волка".

- Из-за того, что ошибки можно исправлять пожизненно, их и исправляют пожизненно. Заказ уже давно отдали заказчику, а он все пишет письма: там не то, здесь не это. И они не успокаиваются никогда. В договорах все чаще пытаются оформить "право на кручение мозгов" даже после того, как проект завершен. В результате ежедневно первые 2 часа у меня уходят на исправление мелких ошибок, которые кто-то из старых заказчиков где-то заметил..

- Я уже не могу слышать от программистов фразу: "Это у нас так не получится!!!" Все хорошее, что мы придумываем, либо не будет работать там, либо не будет видно тут... С другой стороны - что я могу этому программисту сказать? Он ведь тоже не виноват, что это невозможно. Он только сообщает мне, где пределы моих возможностей.

- Большую часть времени я не делаю дизайн, а вставляю в свои странички какие-то переменные и куски текста, полученные от программистов. В половине случаев после вставления этих кусков, весь мой красивый дизайн начинает куда-то сдвигаться, части странички пропадают, или происходит еще что-нибудь такое...

- Нету больше сил учиться. Все свободное время я читаю какие-то новые описания. А все только "самое необходимое". Когда оглядываешься на 3 года работы - тяжело вздыхаешь. Сегодня я чувствую себя таким же болваном, как и три года назад. Спрашивается, что я тут делал все эти годы?

- В странички напихивается столько информации и динамичных скриптов, что они грузятся целую вечность. Сейчас у пользователей связь во много раз лучше, чем несколько лет назад, а изображения на экране они ждут так же долго. И когда начинается разговор о скоростях - "крайний", конечно, дизайнер. Это он занимает все ресурсы своей графикой! Сейчас можно говорить о счастливом случае, если дизайнеру разрешают "разгуляться" больше чем на 2 килобайта. Вы представляете?! Вся моя индивидуальность, все мое творчество, все мои идеи должны вместиться в два килобайта!

- Я опять ищу постоянную работу в фирме, потому что не хватает никаких денег на приобретение программ. Мой друг, который верстает журнал сидя дома, делает это на той же программе, что и 3 года назад. Меня же современные технологии всякий раз вынуждают покупать новейшую версию. Потому что со старыми версиями вечно не хотят "сотрудничать" новые фильтры и дополнения, которые, естественно, обязательно нужно использовать. Ведь от прогресса отставать нельзя!

Грустно слышать такие слова. Но в каждом из этих высказываний есть доля правды. "Идти в ногу с прогрессом" оказывается тяжело и утомительно. Большинство людей работают лучше и эффективнее со временем, потому что большая часть работы становится рутиной. А тут все время появляется что-то новое. Постоянно приходится обучаться чему-то, всегда дизайнер в чем-то беспомощен.

Анна Симур, супервизор в фирме "I-D Media", тоже считает, что веб-дизайнеры в последнее время грустят.

- Когда человек попадает в новую обстановку, он сначала только работает. Потом, когда появляется немного времени и сил, появляются авторские проекты. Я всегда прошу дизайнеров показывать, что они делают "для себя". И тут становится видно, что у них на душе. Посмотрите, что делают дизайнеры в последнее время! Все мрачное, грустное, пессимистичное... Вы почитайте тексты, посмотрите картинки!
 
Получается, в Интернете нет ничего привлекательного для дизайнеров, и работа веб-дизайнеров - сплошная каторга?

А как же удивительные перспективы? "Постоянный вызов", и радость от преодоления трудностей?

Или, может быть, на самом деле все не так страшно? Лично я не сомневаюсь в том, что "не брошу" Интернет. Почему?

Во-первых, потому, что я тут живу. Я, правда, уже вылечилась от сидения перед монитором по 18 часов в сутки. Но свои 10 часов в день я тут провожу, и очень многие вещи мне проще сделать через Интернет.

Во-вторых, потому, что почти все доводы "за Интернет" в какой-то степени живы и сейчас. Неверно только мнение, что веб-дизайнерам нужно прикладывать меньше труда к своей работе и карьере, чем какому-либо другому дизайнеру.

В третьих, потому, что мне нравится моя работа. Несмотря на все "маразмы", перечисленные выше. Я лучше буду изо дня в день исправлять ошибки - сидя дома перед своим компьютером с чашкой чая, чем ночевать в типографии...

Кстати, страничку под названием "Почему застрелился веб-дизайнер" сделал дизайнер, который не собирается покидать Интернет. Скорее, наоборот - он уверен в том, что именно веб-дизайн - профессия его мечты.

Может быть, супервизоры просто юмора не понимают?

Почему застрелился веб-дизайнер?
Жестокие, злые дети...
Дневник настоящего флэш-дизайнера.

 

 Miu Mau, Германия, b.a.(hons) multimedia arts - специалист по компьютерной графике в области скрин-дизайна и мультимедиа, эксперт и консультант проекта Лист.Ру miu@mail.ru
http://www.miu-mau.org
 
 > next
 
  previous Новый стандарт для дизайнеров
 

next

Концептуальное искусство в Интернете. Часть 3
 
 на ту же темуКонкурсы дизайнеров. От них одни убытки?
В неволе не размножаются
Куда пойти учиться?
Куда пойти учиться? (продолжение)
Гудбай Америка, о-о!
Кому нужен 16-летний дизайнер?
 
  
 
© Listovka.ru, 2000