+ 12.12.2000> Конкурсы дизайнеров. От них одни убытки? / 17.02.2000
 

"Покажите, что вы уже сделали!"

За 1998 год я поучаствовал в 17 конкурсах, потратил на это все свободное время, и в результате занял в трех из них 4 место, и в одном - третье. За 1999 год я сделал 7 интернетных страничек, 3 плаката, и, наконец, нормальный портфолио для себя. Затраты сил и времени были примерно одинаковыми, но пользы от второго варианта однозначно намного больше.

Это - слова Артема Миллера, молодого дизайнера из Лондона. Про конкурсы для дизайнеров он может спеть длинную и грустную песню.
Вот его рассказ: - В 97 году я закончил, наконец, свое образование, и меня выбросило на интернетный рынок, где я сразу начал отчаянно барахтаться, чтобы не утонуть в толпе таких же, как я. Я не знал с чего начать - как всегда. Все говорят: "покажите, что вы уже сделали". А я ничего не сделал! Как я буду выполнять кучи заказов, если никто мне этих заказов не дает?

И вот я начал думать, как бы мне "сделать себе имя", в то время как никто не дает мне поработать... Первое, что пришло в голову - конкурсы! Надо выиграть какой-нибудь суперпрестижный конкурс, и сразу все начнут о тебе писать во всех газетах, заказы полетят с неба на голову - останется только вяло от них отмахиваться. Я уже представил себе заголовок в газете: "Никому не известный дизайнер получил Оскар..."

Все эти размышления мне очень понравились, и я решил приступать к делу.

Сколько их!

В Интернете объявлений о конкурсах оказалось очень много. И я начал выбирать для себя что-то поинтереснее.

После двух недель поисков меня насторожило, что я нашел четыре конкурса, которые называли себя "Интернетным Оскаром". И одновременно я узнал, что общепринятый "Интернетный Оскар" вообще слова "Оскар" в названии не содержит. Еще я нашел 7 конкурсов с названием "золотой URL", три "золотые пальмовые ветви", и три "золотых льва".

Эти "находки" мне совсем не понравились, и я решил пойти другим путем. Я зашел в книжный магазин, полистал книжки всемирно известных "отцов дизайна", и начал перечитывать выходные данные в поисках названий конкурсов, которые они выиграли. Через час у меня была в кармане записка с десятком названий роскошных конкурсов для дизайнеров. Но и этот список не принес мне счастья. Почти во всех местах мне предложили записаться на конкурс заранее примерно за 8 месяцев до начала (при этом надо было предъявить готовое описание работы, которая будет выставлена на этот самый конкурс), и порадовали меня тем, что участие в лучших конкурсах мира стоит дорого. (От 400 до 800 долларов за подачу одной работы.)

Нам бы чего-нибудь попроще...

Посмотрев на все это безобразие я тяжко вздохнул, и поплелся обратно к родному компьютеру - искать конкурсы "попроще" в Интернете.

Конечно, я первым делом вдохновился от конкурсов, где победителю обещали довольно симпатичную сумму денег. С другой стороны два конкурса убедили меня тем, что за само участие мне предлагали заплатить около 100 долларов. После первого шока от "элитных" конкурсов эта сумма казалась мне довольно сносной, и одновременно такой подход к делу внушал больше доверия к качеству конкурса. Призов там не предлагали, за то из описания складывалось впечатление, что победа в этом конкурсе равноценна практически сделанной карьере...

В результате я выбрал для себя около 15 конкурсов, рассортировал их по последним срокам для подачи, и начал готовиться.

Подготовка оказалась тяжелым трудом! Все конкурсы начинались с того, что нужно было прочитать 10 листов текста о том, что на этом конкурсе можно, а чего нельзя. Потом нужно было - следуя правилам - подготовить работу. А потом можно было начинать заполнять бесконечные анкеты...

Я очень старательно сделал первые три работы, подал заявления, заполнил все, заплатил за участие в конкурсе, и начал следить за результатами. Через несколько недель на первой страничке на суд общественности были выставлены работы претендентов. Их было так много! Я смотрел на бесконечные списки участников, и понимал, что шансов у меня практически нет. Было просто не понятно, что нужно сделать, чтобы меня в этой толпе вообще заметили! Среди сотен работ я видел десятки очень хороших. Хоть я и не умру от скромности, я все-таки вынужден был сознаться себе, что среди работ я увидел больше ста очень хороших. Если не лучше моих, то уж по крайней мере ничем не хуже. А главный приз у каждого конкурса - один единственный...

Время тянулось, я делал работы для конкурсов, пытался следовать всем правилам, и время от времени заглядывал в статистики и работы собратьев по несчастью. Конкурсы заканчивались один за другим, и я получал от организаторов одинаковые письма: "Нам очень жаль... ".

Четвертая этикетка для бутылки с пивом

И вот настал счастливый день! Я занял 4 место на конкурсе... ...На лучшую этикетку для какой-то бутылки с пивом... Чем больше я думал над этой "победой", тем абсурднее она мне казалась. Зачем 4 места конкурсу на лучшую этикетку для бутылки? Этикетка-победитель будет приклеена на бутылку. Это понятно. А что делать с другими тремя победителями?

Потом последовала более понятная победа: 4 место на конкурсе "странички для фирм, которые торгуют недвижимостью". В честь победы мне прислали грамоту, и непонятную программку, которая неизвестно что делает.

С этого момента я всем рассказывал, что выиграл конкурс. И все как один вежливо отвечали: "Никогда ничего про такой конкурс не слышал!"

То же самое произошло с другими конкурсами, на которых я занимал какие-то не совсем первые места. Я не заметил, как прошел год. И тут я разозлился! На что я убил год? Мой диплом за лучшую этикетку для бутылки, который гордо висел в кухне на стене, друзья в шутку называли "этикеткин Оскар". Остальные конкурсы были такие странные, что их даже остроумно обозвать никак не удавалось. А на самых интересных конкурсах у меня не было никаких шансов. Мне кажется, что там вообще ни у кого нет настоящих шансов. При таком количестве хороших работ - это не конкурс, а обычная лотерея.

Печальный вывод


Слушая Артема, я думала о том, как это все похоже на мои собственные попытки выиграть какой-нибудь конкурс!

В результате мы подвели итоги, и у нас получился список со следующими "премудростями":

Сделать работу для конкурса это такой же тяжелый труд, как выполнение коммерческого заказа. Разница только в том, что за коммерческий заказ точно будут уплачены деньги, а тут человек практически соглашается сделать кучу работы "просто так".

Особенно неблагодарное занятие - участвовать в конкурсах, когда фирма не может найти себе подходящего дизайнера, и обещает отдать заказ победителю конкурса. Таким образом, фирма экономит деньги, которые обычно нужно платить за эскизы, но придирается к дизайну сразу "по всей программе".

Когда о конкурсе сообщают, часто уже остается очень мало времени до последнего срока для подачи работ. Получается, что хорошо подготовиться к конкурсу можно только, если бросить все и начинать делать конкурсную работу.

Если конкурс более или менее престижный, количество участников принимает какие-то космические масштабы. Объективно говорить о таких вещах, как "лучшая работа" становится невозможно. Работы начинают оцениваться по совершенно непонятным критериям...

Если конкурс не такой престижный, гораздо легче победить. Но победа в таком конкурсе никому ни о чем не говорит. Получается, что ценность такой победы довольно мала.

Победы в конкурсах в лучшем случае принесут победителю упоминание в каком-нибудь журнале для профессиональных дизайнеров. Это всегда очень приятно, но само по себе мало способствует карьере. (Человеку, не победившему никаких конкурсов, но сделавшему три десятка хороших работ дадут заказ гораздо скорее.) Поэтому не стоит надеяться, что победы в каких-то конкурсах могут заменить обычную работу над карьерой.

Свой первый по-настоящему редкий шанс получить очень хороший заказ Артем "провалил", потому что у него была не достаточно убедительная персональная страничка и "виртуальное резюме". За то время, пока он гонялся за "этикеткиными Оскарами" можно было сделать себе портфолио лучше всех на свете...

И что же теперь? Никогда не участвовать в конкурсах?

Мы с Артемом решили, что принимать участие в конкурсах мы конечно будем. Изредка. Но...

> Только, если конкурс этого в самом деле стоит. Если это не Оскар, то, по меньшей мере, самый серьезный конкурс в той области, в которой я специализируюсь! Это заявление было сказано, скорее, в шутку, но доля правды в нем есть. Мы решили участвовать только в тех конкурсах, в которых, в самом деле, хочется поучаствовать по каким-то веским причинам.

> Не имеет смысла участвовать в конкурсе "лучшая страничка г. Костомукши", если я не хочу стать главным дизайнером в этом самом городе. Участвуем либо в международных конкурсах, либо в ведущих конкурсах той страны/города, где мы хотим работать дизайнерами.

> Нужна очень веская причина, чтобы стоило делать работу специально для конкурса. Сделать целую большую работу только ради конкурса - это очень большая потеря сил и времени. В большинстве серьезных конкурсов можно выставлять уже готовые работы, которые дизайнер как раз сделал для себя или для заказчиков. Нужно только определить, к какой категории больше подходит работа, и выставляться в этой категории.
Если условия конкурса все-таки требуют изготовления каких-то работ специально для конкурса, объем работы должен держаться в разумных пределах.

> С частными конкурсами нужно обращаться осторожно, и понимать их специфику. Частные учредители конкурсов устраивают "свой собственный праздник", и оценивают работы по каким-то субъективным критериям. Например, все последние 30 работ, выигравшие конкурс "High five" Дэвида Зигеля были чем-то похожи друг на друга. Мы рассматривали их некоторое время, пока не поняли, что они похожи на работы самого Зигеля. Он просто выбирал "лучшие работы", следуя своему собственному вкусу (который, как выяснилось, мало изменился за последние 5 лет).

То же самое с конкурсами вроде "A list apart". Посмотрите на работы учредителей, и посмотрите на работы победителей. Если очень хочется выиграть такой конкурс, это даже проще, чем кажется. Достаточно хорошо изучить вкусы жюри. Но нужно ли этим заниматься, если вам нравится что-то совсем другое?

> Работы для конкурсов хорошо делать в свободное от работы время, а не вместо работы.

> Из всех больших и маленьких трофеев мой самый любимый - грамота и медаль с надписью "самый страшный вирус в интернетной академии". Я заработала этот почетный титул тем, что "довела до ручки" за 4 часа два сервера и одного сисадмина. Рекорд есть рекорд.

Конкурсы для дизайнеров:
Золотой Сайт
Золотой УРЛ
"Пузо" - дизайнерские турниры
Список важных международных конкурсов по дизайну

 
 Miu Mau, Германия, b.a.(hons) multimedia arts - специалист по компьютерной графике в области скрин-дизайна и мультимедиа, эксперт и консультант проекта Лист.Ру miu@mail.ru
http://www.miu-mau.org
 
 > next
 
 previousПроголосуйте за Дизайн!
 

next

Как дизайнер видит свой город. Добавь свой проект!
 
 на ту же темуДизайнерам надоел Интернет
В неволе не размножаются
Куда пойти учиться?
Куда пойти учиться? (продолжение)
Гудбай Америка, о-о!
Кому нужен 16-летний дизайнер?
 
  
 
© Listovka.ru, 2000