+ 12.12.2000> Dot-com вместо dot-per-inch / 03.06.2000
 
 Как подружить "шрифтовиков" с Интернетом?

Экспресс-семинары по "американской системе" выглядят примерно одинаково. Желающие платят 1200-1500 долларов, приезжают куда-то на 3 дня, и какой-нибудь известный дизайнер, вебмастер или "шрифтовик", на которого они давно хотели посмотреть, начинает выдавать свои секреты и читать лекции. Чтобы куча свежеприобретенных знаний не забылась через день, участникам выдают "описание на бумаге" всего, что было, после чего со свежими впечатлениями, гудящей головой и красивеньким сертификатом в кармане все участники счастливые разъезжаются по домам.
 
Семинар "Архитектура шрифта в Интернете", который проводила в Берлине Катрин Хинц (Профессор в Берлинской Академии Искусств, отделение "Индустриальный дизайн"), начался совсем не так. Девяносто участников получили в руки по коробочке, наполненной несколькими тысячами маленьких буковок (4 мм в высоту) типа ариал. Когда все расселись по местам, Катрин сказала: "Я желаю вам приятно провести время. Мы увидимся завтра". И ушла. Сначала, конечно, последовала немая сцена. Потом начались первые "предположения".

Может быть, она хотела посмотреть на реакцию? Может быть, это эксперимент? Может быть, она вернется через две минуты, и посмотрит, кто начал работать? А над чем работать-то? Интересно, может такое быть, что руководительница дорогущего семинара просто так "испаряется" не сказав ни слова на целый день? Нет, однозначно это только тест!

Растерянные дизайнеры начали вываливать на столы буквы, двигать их, раскладывать узоры, строить пирамиды... С каждым часом удивление росло: "Ну на сколько нас могли бросить?!? Неужели в самом деле на целый день???" Прошла первая половина дня. Прошел обеденный перерыв. Через 7 часов, когда от первого дня семинара осталось меньше часа, Катрин вернулась. Она спросила, как уважаемым дизайнерам работалось, попросила ничего не убирать со столов, и приходить завтра. На следующий день Катрин поприветствовала настороженных участников семинара речью. Она сказала, что они наверное работали как черти всю неделю, и еще настроились работать эти три дня. В конце концов за семинар было уплачено столько денег.

- Я надеюсь, что вам понравилась идея совершенно спонтанно на один день оторваться от стресса и работы, и просто вспомнить, почему вы выбрали эту профессию - сказала она в конце своей речи.

Результаты "творческого процесса" представляли собой большие и маленькие композиции из букв. Некоторые произведения напоминали ASCII-art, некоторые - работы художников-концептуалистов. Но все они были очень интересные и разные.

- Все эти картинки - произведения искусства. И, безусловно, во всех этих произведениях главный элемент - шрифт. Характер работ, их выразительность и индивидуальность не зависят от характера шрифта. Все получили одинаковый "ариал" и работали с ним. Так почему же так многие говорят, что ни о каком "шрифтовом искусстве" в Интернете не может быть речи, только потому, что в веб-дизайне нельзя писать тысячами видов и размеров шрифта?

Конечно дело в знаменитой "точности". Дизайнеры-шрифтовики всегда были самыми придирчивыми, точными и "мелочными" из всех. Это они вечно переживали за каждую долю миллиметра, рассматривали свои произведения через лупы и часами пыхтели над композициями, где все пространство "взвешивалось" с точностью до миллиметра. А теперь им говорят о каком-то Интернете, где в принципе шрифты есть, но иногда кто-то может увидеть вместо Ариала - Таймс. Ну подумаешь, у кого-то на экране буквы будут в два раза больше, чем у соседа.

Катрин знает, о чем она говорит. Она сама полжизни проработала разработчиком шрифтов.

Конечно, обо многих вещах из мира шрифтов в Интернете приходится напрочь забыть. Но существует еще такое понятие, как "архитектура шрифта". Не знаю кто его придумал, но запомнили мы его, наверное, с появлением Адриана Фрутигера. Уж очень часто он повторял свою любимую фразу: "Хороший и уравновешенный шрифт, это в первую очередь - уравновешенные расстояния между буквами и частями букв. И вообще - хорошая композиция, это хорошо размещенное между элементами композиции пустое место."

Когда в одном из интервью Фрутигера спросили, что он думает о шрифтах в Интернете, он сказал:
-Ну... Что касается шрифтов, то про это я промолчу. Но теория с пустым местом остается в силе.

Кстати, всем участникам семинара "Архитектура шрифта в Интернете" вернули деньги за первый день. Организаторы сказали, что они дарят этот день дизайнерам, потому что они сами слишком часто забывают подарить себе такой день.

Несколько доказательств, что с помощью букв в Интернете можно сделать что-то красивое:
Цветок и дерево со страницы cyberzen
alien - ссылка, найденная там же.
Лужин
 
 Miu Mau, Германия, b.a.(hons) multimedia arts - специалист по компьютерной графике в области скрин-дизайна и мультимедиа, эксперт и консультант проекта Лист.Ру miu@mail.ru
http://www.deep.deu.net/
 
 > next
 
 previousУрок композиции
 

next

Полиграфический дизайн
 
 на ту же темуШрифты: эмоции, передаваемые буквами
Что было на Typo Berlin 2000?
Он изобрел универсальный шрифт
Первые электронные книги не радуют глаз...
Полиграфический дизайн
Screen Fonts и другие новости
Сенсацию года сделал дизайнер-шрифтовик
 
  
 
© Listovka.ru, 1999 - 2000 гг.