+ 12.12.2000> Урок композиции / 02.06.2000
 
 

10 лет спустя...

Больше 9 лет прошло с тех пор, как я уехала в Германию. И почти столько же лет в Лондоне живет мой бывший однокурсник. Он приехал из Лондона в Берлин специально для того, чтобы встретиться с нашим бывшим доцентом, который давным-давно преподавал у нас "композицию и оформление", а сейчас приехал ко мне в гости. Далекие, далекие времена.

В ожидании нашего учителя, мы всю ночь сидели на кухне и вспоминали, как мы учились тогда. Как все уважающие себя оболтусы, половину работ мы срисовывали с чужих плакатов, упаковок и рекламных объявлений в журналах. Мы добавляли "от себя" пару штрихов, пририсовывали к плакату от "Кока-Колы" название от местного томатного сока, а к американскому танцору - эмблему фирмы "Мелодия", и все это мы смело выдавали за "свое". Наш преподаватель все это очень внимательно рассматривал и очень подробно критиковал. При этом он одинаково "бомбил" плакаты Кока-Колы и наши собственные шедевры. Временами настоящим "иномаркам" влетало даже больше, чем студенческим работам.

Чем дольше мы учились у этого преподавателя, тем больше мы понимали, что это какая-то игра. Конечно он прекрасно отличал срисованные работы от собственных, замечал отличие в "почерке", уже не говоря о том, что он тоже смотрел те же самые журналы и книги по искусству. Но он делал свое дело. Ему приносили работы - он их критиковал.

Тогда он казался нам немного странным. С помощью очень образных выражений он пытался объяснить нам, что такое хорошая композиция и грамотный дизайн. Его замечания были материалом для самых разных анекдотов, некоторые его фразы становились знаменитыми. Сколько мы вспомнили этих его "крылатых выражений"!
"Цвета не борются", "Композиция не держится", "Пространство не работает", "Такому острому углу нет оправдания". Мы все это слушали с улыбками, и были уверенны, что это все причуды. Однако, когда я поступила в Академию искусств в Цюрихе, выяснилось, что у меня есть хорошие знания композиции. А мой бывший однокурсник услышал в Дизайнерском Колледже в Лондоне, что ему хорошо преподавали науку о шрифтах. Со временем выяснялось, что наш "провинциальный профессор" неплохо научил нас многим вещам.

Теперь, 10 лет спустя, мы решили повторить старую игру. Началось, естественно, с традиционного вопроса: "Покажите, что вы сейчас делаете?". Мы просмотрели несколько страничек, получили наши критические замечания, а потом перешли к классикам веб-дизайна. Наш учитель улыбнулся, потом изо всех сил нахмурился и начал:

 

High 5 - страничка знаменитого Дэвида Зигеля.

- Не очень хорошее цветовое решение для логотипа. Синий и красный - оба холодные. От этого черный становится тоже холодным, и все становится мрачным. Тонкие буквы от "five" совсем теряются на фоне размытой пятерки. Если бы сделать все черно-белым, цвета наверняка оказались бы совсем одинаковыми по тону.

 
Благодаря чудесам современной техники сделать все черно-белым совсем легко!

- Ну вот! Я же говорил! Элементы отличаются только в цвете и почти не отличаются в тоне. Это нехорошо...
 

Creating Killer Web Sites того же Дэвида Зигеля.

- Совершенно неоправданное нагромождение разных фактур. Зачем это? Боялся, что получится скучно? Собрал в кучу все цвета, они друг к другу не подходят. И многие сочетания в отдельности тоже опасные. Черный с таким количеством ступеней болотного почти всегда смотрится "грязно". Маленькие желтые буквы безо всякой логики залезают на верхнюю строку текста. В одном месте высокая буква заходит на другую, в другом месте попадает на пробел. Так нельзя... Надо было как-то над этим подумать.

 


Glassdog.com - работа известного дизайнера

- Очень красиво и довольно оригинально! Только немного опасно все класть на такой темный фон.

Он по тону кажется совсем одинаковый с цветным прямоугольником вверху страницы. Проверка показала, что так и есть:
 
Агентство Кристофера Шмитта, который победил колоссальное количество конкурсов по дизайну.

- Красиво, конечно, эти зеленые цвета... И всегда будет оригинальной и свежей идеей, потому что мало кто решается брать такие цвета для корпоративного дизайна. А не берут такие цвета, потому что ни к чему больше не подходят. По картинке с мышкой внизу сразу и видно, что ни к чему не подходят...
 
Design.ru

- О! Это я знаю... Хорошо поменяли дизайн. Раньше решение было.. ну.. не совсем серьезное. - Почему не совсем серьезное? Там же вроде были только черные полоски. - Ага. С переходами в белый цвет. Это называется Heavy Metal, такой дизайн. В 15 лет дизайнерам такое нравится.
 
ЕПРСТ! - всем известная новая поисковка.

- Вот видишь! У них тоже сначала все было совсем зеленое. И уже сейчас сплошной зеленый цвет немного надоел. Начали пририсовывать элементы другого цвета. Правда они хорошее решение нашли - темно-серый цвет хорошо подходит и не мешает.
 
13 - художественный антипроект.

- Прекрасно! Красиво, хорошо, весело! Хороший иллюстратор рисовал. В самом деле очень художественный этот антипроект.
 





Fingertips

- О, это я тоже знаю. Хороший дизайнер. Хотя страничка на втором уровне уже не такая интересная.

- Вот это? Почему?
- Ну, это уже очередное шрифтовое нагромождение.
- И что в нем плохого?
- В принципе ничего, оно не так плохо смотрится. Просто каждый дизайнер однажды должен сделать такое, для успокоения своей души. Это как с помещением: расставить в нем три предмета - это надо уметь. А если понаставить туда много-много вещей, которые как-то друг к другу подходят, получается просто уютно. Не ахти какое дизайнерское решение, но смотреть приятно, и чувствуешь себя уверенно. Надо сказать, что результат этого эксперимента у всех получается примерно одинаковый. Это мне и не нравится.
 
Самое большое "Фу" получила за свой логотип фирма Newmedia.

- Видимо это должно было смотреться очень оригинально? На самом деле это читать невозможно. Такая W в перевернутом виде никогда не превратится в M! В результате получилось не то и не это! И вообще! Больше одной буквы переворачивать в логотипе - это неграмотно и нарушает "читабельность" слова. А тут - перевернули 3 буквы, еще и все рядом. И все перевернуты по-разному. Двойка им по "шрифту"!
 
Самая безнадежная двойка за цвета была присуждена фирме Сименс.

- Ну что это такое? Я бы этого дизайнера палкой! А еще солидная фирма...

За мои собственные работы я тоже наполучала "троек". Тут все скучное, там "композиция заваливается в бок". - Со шрифтами обращаааааешься... Обращаешься... По рукам за такое обращение!
 
В надежде урвать комплимент, показываю учителю мою любимую страничку - loop-up

-Хмм... нууу... ничего, красиво. Но с цветами что-то не то. На одной странице или все цвета совсем теплые или все совсем холодные. На это немного скучно смотреть. Цвета не борются. Как давно я не слышала эту фразу!

Джалилу Рассуловичу Рассулову спасибо за урок, и за все, чему он нас научил.

 

 Miu Mau, Германия, b.a.(hons) multimedia arts - специалист по компьютерной графике в области скрин-дизайна и мультимедиа, эксперт и консультант проекта Лист.Ру miu@mail.ru
http://www.miu-mau.org
 
 > next
 
  previous Виртуальные существа
 

next

Dot-com вместо dot-per-inch
 
 
  
 
© Listovka.ru, 2000