+ 07.12.2001 > Как сделали знак «ЭКСПО 2010»
 







или Трудная победа Эркена Кагарова

> Творческий конкурс на создание символики Всемирной выставки «ЭКСПО 2010» завершён. К участию в творческом этапе конкурса были привлечены десять графических дизайнеров: Валерий Акопов, Михаил Аникст, Юрий Гулитов, Анатолий Гусев, Евгений Добровинский, Эркен Кагаров, Сергей Кужавский, Андрей Логвин, Борис Трофимов, Владимир Чайка. Эмблемы были готовы в конце сентября, и начался долгий и мучительный этап экспертной оценки и утверждения результатов.

> В первом туре экспертизы отборочный комитет, состоявший из авторитетных и независимых отечественных кураторов и искусствоведов (Юрий Аввакумов, Евгений Асс, Пётр Банков, Олег Генисаретский, Виктор Мизиано, Владимир Музыченко, Сергей Серов, Елена Черневич), выбрал три лучшие работы для участия во втором, международном туре. Это проекты Эркена Кагарова, Сергея Кужавского и Владимира Чайки.

> К участию в международном туре экспертной оценки были привлечены звёзды мирового графического дизайна: Джанни Бортолотти (Италия), Стефан Загмайстер (США), Хельмут Лангер (Германия), Алан Ле Кернек (Франция), Роберт Петерс (Канада), Кари Пииппо (Финляндия), Дан Райзингер (Израиль), Ян Райлих-младший (Чехия), Санья Рокко (Хорватия), Леонардо Сонноли (Италия), Ги Шокарт (Бельгия), Рут Уймеринд (Эстония), Алан Флетчер, (Великобритания), Фьюмихико Энокидо (Япония). Они приняли участие в заочном электронном голосовании, в результате которого Чайка получил 11 голосов, Кагаров – 3, Кужавский – 0.

> Заказчик конкурса – дирекция выставки «Экспо 2010» – решил, однако, передать для утверждения в Национальный выставочный комитет не один, а два лучших знака – Кагарова и Чайки. Оба знака действительно хороши.
 

> Анатолий Гусев                                    > Борис Трофимов                                > Валерий Акопов
 

> Сергей Кужавский                                      > Михаил Аникст
 
< Идея эмблемы Чайки – строительство мировой цивилизации. Оно находится в процессе, эмблема как бы фиксирует этап непрерывных преобразований.

> Графическую основу знака образует дата «2010», на которую нанизываются блоки слов, буквы которых одновременно являются цифрами. Этот приём вызывает прямые ассоциации с искусством конструктивизма, который является символом подлинного вклада России в мировую культуру.

> Графика знака конструктивна, технологична, концептуальна и создаёт образ, непосредственно связанный с девизом выставки: «Идеи, технологии, ресурсы – путь к единому миру».






< Концепция Кагарова – человек в гармонии с окружающим миром. Разные цвета на его эмблеме символизируют небо (синий), землю (оранжевый), мир животных (красный) и растений (зелёный), а также вызывают ассоциации с разными континентами и флагами стран-экспонентов Всемирной выставки.

> Универсальная архетипическая основа знака позволяет увидеть в нём и отражение смысла девиза выставки: идеи (синий), ресурсы (оранжевый), технологии (красный – энергетическая и зелёный – экологическая составляющая технологий), объединённые вокруг человека в едином мире. Графика знака имеет интернациональный характер и в то же время вызывает ассоциации с русской темой.

> Проекты знаков долго курсировали между Грефом, Шанцевым, Лужковым и Касьяновым – больше времени, чем дизайнеры их создавали, пока, наконец, не был выбран знак Кагарова. Поздравляем Владимира Чайку с высокой оценкой в международном туре, а Эркена Кагарова – с трудной победой в конкурсе.

> Боюсь только, что эта победа окажется, как всегда, пирровой: заказчик и не думает выполнять особое условие договора и предоставлять победителю «исключительное право на получение заказа на дизайнерскую разработку презентационного пакета графического фирменного стиля и авторского контроля над полиграфическим исполнением фирменного стиля».

Сергей Серов
serov@mega.ru

 
  comment

> Воздержимся от оценок знаков-претендентов. Хотя очень хочется сказать пару-тройку «теплых» слов. «Не унитаз менять надо, тут вся система гнилая»… Помните анекдот про кремлевского сантехника?

> Итак, нужен был знак для международного мероприятия. Аж на 9 лет вперед! На карту был поставлен имидж страны. Вывод: необходим был грамотно организованный ПУБЛИЧНЫЙ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ дизайн-конкурс!

> Чтобы появились яркие, свежие идеи, адекватные времени. Чтобы новые люди получили шанс проявить себя. Чтобы «старички» не расслаблялись, чувствовали дыхание в затылок и не делали проходных вариантов «со скуки».

> А вместо этого – увы – очередной закрытый распределитель. Отобрано (кем, когда, почему, на основе каких критериев?) десять лучших. На всю страну у нас десять профессиональных дизайнеров-графиков…

> Слава Богу, что организаторы конкурса пригласили не каких-нибудь знакомых и родственников, а действительно признанных профи. И выбрали в итоге лучший из представленных знаков. Чудеса, да и только…
 
up
 
 
 

© designet.ru, 2001