+ 06.07.2001 > Как учат за рубежом? Рассказ про IED в Турине (Италия)
 

 

> IED – Instituto Europeo di Design (italy)

> «A technology school for design research» – технологическая школа для дизайнерских исследований – так гласит текст в буклете про туринский филиал. И далее: «Школа в Турине, находится в сердце городского центра, и расположена в одном из наиболее престижных зданий города. (Во щеки-то надули! – прим. автора) Открыта в 1989 году. Город Турин, с более чем одним миллионом жителей и находящийся в северо-восточной провинции Италии был первым столичным городом Итальянской империи».

> Трехлетние программы учат вас: Interior Design, Fashion & Textile Design, Transportation Design, Advertising, Digital Design, Graphic Design, Illustration, Photography.

> Школа была открыта в 1989 году. Особенность – ориентация на промышленность города, то есть текстиль/фэшн и автодизайн. Тесная связь с производством и практикующими дизайнерами в этих областях делает эту школу особенно привлекательной студентов, желающих учится именно этим специальностям. На этом с официальным вступлением покончено.

> Пока все грузится, приношу извинения за множество картинок – жаль было сокращать их количество, да и нужного впечатления без них бы не получилось. А так посмотрите – и как будто со мной там побывали! Все для этого и снималось. Так что, плиз, позвольте им загрузиться – вы не пожалеете!
 
Площадь перед мостом и набережной.

 
 

> Заехать в Турин меня пригласил Игорь Лобанов, откликнувшийся на дизайнетовский призыв к сотрудничеству. (пользуясь случаем, хочу передать ему большое спасибо :-)

> Немного про сам город Турин. Несмотря на бытность первой столицей Италии (до Рима) имперским размахом он не впечатляет. Обычный, небольшой, уютный итальянский город, особенно после Милана. Ну, тесноват немного – многочисленные узкие улочки заставлены автомобилями. В центре везде 1-й этаж в зданиях сделан этакими колоннадами-галереями. Супер-пешеходная зона. Говорят, что будучи столичным городом, правители специально построили такие колоннады, чтобы иметь возможность прогуливаться по городу даже во время дождя. По некоторым приметам видно, что город не бедный, хотя и не в расцвете.

 
Такими ранними улочками мы шли на первый автобус в аэропорт.

 
 

> Находясь в нем довольно недолго, никаких следов его промышленности я не заметил – наверное, все за городом. Вот в центре такого города и располагается школа дизайна. Сильно удивил памятник на лошади кому-то в центре города. Он стоял на площади, только почему-то задом к ней. Наверное, в доме, к которому он был обращен все же лицом (и мордой коня), находился кто-то очень важный, который и распорядился развернуть его к площади задом, к нему передом.

 
 

Вид во дворик школы с улицы.
Мы с Игорем на школьном крыльце.
Вид через хитрое окно во двор.

> Некоторое количество аудиторий-комнат и офисов находится в одном крыле дома, макетная мастерская – в другом. Настолько немного, что это просто не вязалось с моим представлением о том, каких размеров должна быть дизайн-школа. Как минимум, одно большое, отдельное здание целиком. Или два маленьких, но тоже полностью. Здесь же – проходя в арку во дворик видишь в окне сбоку чью-то кухонную жизнь.

 

 
Игорь в лекционной аудитории.
Потолок там же.




Подъезд, где находятся помещения школы.

> Игорь, с большой пластиковой папкой для эскизов, бодро встретил меня на вокзале, где я уже успел взять в информационном киоске бесплатную карту города и начал ее изучать. Шли мы до школы всего минут 10. Узкая улочка, еще одна, поворот, какая-то арка в здании и вдруг – все, пришли! А где школа-то? Да вот же! Первое, что меня удивило – школа расположена в обычном жилом доме и занимает совсем немного места.

> С виду дом был исторический. Второе удивление ждало меня внутри. Сильно пожилой дом смахивал на филиал Эрмитажа. Это было что-то! Мы выросли в зданиях, не столь почтенного возраста и привыкли к типовым планировкам. Здесь же была полностью необычная, запутанная система переходов, залов и комнат. Причем, находилось все это в очччень приличном состоянии. Было видно, что когда-то давно все было сделано с большой любовью и невероятным качеством проектирования и строительства. Поэтому, даже старея, натуральные качественные материалы построек выглядят очень благородно. В отличие от наших, на которые через 5-10 лет смотреть не хочется. И такая старина там везде. Их разруха – это эстетика, а наша (типовая) – упадок и деградация.

> Я ходил и не знал, на что смотреть в первую очередь – то ли на потрясающие наличники дверей, то ли на фрески на потолке, то ли на дизайнерские работы, развешанные по стенам. Вокруг текла совершенно обычная учебная жизнь. Кто-то работал за компьютером, где-то шли аудиторные занятия. Приятная доброжелательная творческая атмосфера. На ресепшн и в офисе работали молодые приятные девушки, с живым интересом интересовавшиеся причинами моего появления. Не зная итальянского, я стоял и улыбался.

> Я обратил внимание на двери, с совершенно уникальной конструкцией несоосных самодоводящих петель. Ничего подобного мне видеть не приходилось! Оригинальная конструкция 18 или19 века (с момента постройки дома). Вот посмотрите на фото, как это выглядит.

 
 

 
 

> Один балкон выходит на типичную туринскую улицу. Другой – в уютный внутренний дворик, каких полно в Италии. Во втором крыле располагались макетные мастерские, где Игорь в тот момент доделывал свой макет Fiat-Panda. (Кстати, как Игорь потом сообщил, его работа получила наивысшую оценку на курсе!)

 

 
 

> Макеты делаются по половинке и, прислонив зеркало, получают вторую – симметричную. Так и фотографируют. Потом – на переплавку. Пластилин специальный но, например, найти специальные фломастеры для скетчей или тот же черный тонкий бумажный скотч для имитации разъемов на корпусе – большая проблема. Оказывается, не только у нас чего-то не хватает.

 

 
 

> Макетная мастерская невелика (смотрите сами) и единственна. Исторический пол заляпан пластилином – что ж, студенты везде одинаковы…

 

 
 

> Небольшой административный офис и качественные макеты на стеллажах.

 

 
 

> Какие-то офисные принадлежности – макеты сделаны из дерева. Справа, интересная верая штуковина – SpeedForm – макет к упражнению по выражению скорости и динамики в форме. Снова обратите внимание на качество!

 

 
 

> Концепция съемки была такая – рассказ студента о школе. Вот Игорь и присутствует с «указующей рукой» :-)

 

 
 

> Библиотека, прямо скажем, не фонтан – чуть больше моей домашней :-( Явно не АртЦентр...
> Школьные таблички – вот она, система визуальной коммуникации в институте. Наверняка курсовой проект. Странно, почему в наших арт-школах такого нет? Студенты – вот вам идея – сделать курсовую по системе визуальной коммуникации для своего института!
> Компьютерная лаборатория. Silicon-ы между прочим! (Есть так же просто MAC-и и даже одна PC-шка!)

> Через 15 минут экскурсия по школе была закончена. Мы обошли ее всю. Мне вспомнились слова из известного анекдота – да-а, бедненько, но чистенько. Честно говоря, увиденные работы (графика и транспортейшн) не впечатлили. АртЦентр продолжал оставаться недостижимым эталоном качества. Мне показалось, что тут, как и у нас в России, подход одинаковый – мы создаем вам условия и даем возможность учиться. А дальше – все зависит от желания и способностей. Каждый берет знаний, сколько сам сможет. Поставили на рельсы, а ехать надо самостоятельно. И расслабушная итальянская атмосфера вряд ли помогает учебе. Но возможности и реально практикующие преподаватели есть. Вокруг вся Италия, а в 3,5 часах езды – Милан, с его выставками и головным филиалом. К сожалению, нам до этого далеко, и в прямом и в переносном смысле.

Что ж, может попытаемся вместе что-то изменить?


© Владимир Самойлов
Турин, Италия, апрель 2001
фотографии автора

 
 

comment
> Мы рассказали вам всего о паре (вместе с Арт-Центром) дизайнерских школ. Надеемся, это немного прояснило ситуацию с западным подходом к дизайн-образованию. А почему бы следующим не стать вашему рассказу о месте, где вы сейчас учитесь или учились? Наверняка, у каждого найдется что рассказать, а также множество интересных историй и просто фишек, про которые невозможно прочитать ни в одном справочнике для поступающих в ВУЗы.

> Это предложение относится не только к тем, кто учится за рубежом, но и к студентам наших институтов и академий. Можете вы порекомендовать свою школу, или напротив, предостеречь от повторения своей ошибки? Designet.ru готов предоставить вам свою площадку для публикации!

 
  > Более детальную информацию на русском языке (на основе буклета для поступающих) про всю школу IED читайте здесь.
> Рассказ Игоря Лобанова – студента этой школы, читайте здесь.
 
up
 
 
 

© designet.ru, 2001