+ 04.08.2005 > Designet на Миланском мебельном салоне-2005, часть 3
 
Японцы

Японский дизайн – это то, что всегда, на любой выставке сразу выделяется на общем фоне. Дизайнеров из Страны восходящего солнца много, и они своим чувственным и изобретательным дизайном буквально отодвигают остальных на второй план. Организаторы Сателлита хорошо знают об этом, и пропорция японского присутствия постоянна.



Очень красивые литые металлические вазы для цветов. Уровню подачи и качеству реальных изделий позавидовал бы любой дизайнерский бутик.



Блестящие вещи, блестящие головы. Просто кресло. Author inside.



Японские стенды отличаются ясностью и простотой. Все белое, среди пары ламп лежит автор в черном. Под лампой расставлены бутылочные пробки с гвоздями. Но если присмотреться, увидишь что это не просто пробка с гвоздем, а как бы миниатюрный цветок в горшке. Ну кто еще кроме японцев до этого додумается?



Кто сказал, что подставка под CD должна быть прямоугольная? Стеклянный цилиндр тоже подойдет.



Упаковка для фаст-фуда как средство коммуникации: открываешь запечатанную пищу, а на внутренней стороне крышки – карта мира. Можно с помощью кетчупа или васаби нарисовать для собеседника, откуда ты приехал. Неожиданно.



Светильник-веер, столик с бабочкой. 100% Japan.


Зона Тортона

В завершение хотелось бы сказать немного про еще одно место концентрации дизайна. Zona Tortona – бывший депрессивный заводской район, ныне перестроенный и заселенный выставочными залами и дизайнерскими студиями. На время недели дизайна – основное место тусовок и дополнительных экспозиций.



Тортона имеет свой логотип – белые буквы на красном круге, который можно встретить в городе в разных местах, а в самой зоне – на указателях планировки кварталов.




Также как и Сателлит, основной выставочный корпус ежегодно как-то оформляется. В этот раз на крышу водрузили огромного надувного зеленого червяка. В нем тоже проходила одна из выставок. На схеме этажей вы видите, что третий этаж – просто надувная зеленая гусеница.



Во время выставки подводятся итоги многих конкурсов, и проходят награждения. В этот раз на Тортоне проходила выставка работ конкурса, организованного известным европейским дизайнерским сайтом designboom и пивом Beck’s. Под это массово раздавалось пиво, но не простое, а в черных алюминиевых бутылках «limited edition» от Ора-Ито.


Bombay Sapphire Design Glass Competition




В этом году известный конкурс впервые захватил в свою орбиту Восточную Европу и Россию. Условия были как всегда просты: придумать оригинальный коктейльный бокал для напитка, в котором основная составляющая – джин Bombay Sapphire.




Слева направо и сверху вниз: работы участников из Турции, Тайваня, Бельгии, Японии.

Надо сказать, что оба редактора Designet входили в число судей российского этапа. Жюри необходимо было выбрать три работы, сильнейшая из которых поехала бы в Милан, представлять нашу страну в финале. Выбрать-то выбрали, и, как оказалось, очень удачно. Но не могу не отметить, что качество большинства присланных проектов экстремально разочаровало вторичностью решений, нежеланием участников исследовать контекст, незнанием технологий обработки стекла, неряшливой и убогой подачей. И это при объявленном призе: 10 тысяч долларов плюс поездка в Милан! Загадочна русская душа…

К счастью, три достойные работы на общем печальном фоне все-таки обнаружились. В итоге, проекты финалистов были выполнены в стекле, и реализованный лучше всех бокал благополучно отправился в Милан вместе с авторами. Этот проект вызвал серьезные споры в жюри и у публики. Многие задавались вопросами: «И где здесь дизайн? В чем новизна? Не слишком ли традиционно?» Но мы уже тогда высказали предположение, что если концепция «новой роскоши» завладеет умами международного жюри, то шансы у наших ребят есть.



Так и произошло: уставшие от тотального дизайна судьи выбрали российский бокал! Наши – Виктория Тренина и Алексей Сабируллов, выпускники Екатеринбургской Архитектурно-художественной Академии – победили! Более того, председательствовавший в жюри Марсель Вандерс обрадовал победителей тем, что призовой фонд увеличен в полтора раза. Приятный сюрприз.



Компания BMW – постоянный транспортный спонсор во время выставки на Тортоне. Правильное место для «засветки» нового дизайна последних моделей.



Надувной павильон – очень популярный тип экспопространства.



Мебель для отдыха людей – исключительно дизайнерская. Никуда от нее не деться.



Бельгия – страна с сильнейшими дизайнерскими традициями, и павильоны бельгийцев это еще раз подтвердили. Очень модно.




Сплав графики и формы, продемонстрированный голландцами – очень сильнодействующее средство. Сказывается психоделическая культура.



Как заставить зрителя обратить внимание на холодильники? Сложная задача… Что может быть интересного в стандартных белых шкафах? Однако, создатели этой экспозиции остроумно справились с задачей.

Представьте себе длинный зал, где вдоль стен расставлены одинаковые холодильники. В середине – стол, за которым сидит полно народу, что-то пьющего из бутылок и заедающего арахисом. Закуска видна – орехи лежат на столах открыто, но где же берут алкоголь? Наверное, в холодильнике у дальней освещенной стены! Все вновь вошедшие бодро проходят зал насквозь и открывают дверь единственного холодильника, замурованного в рекламную стену с логотипом. А там – пустота! Народ недоумевает: где взять бутылки? Взгляд мечется (холодильник-брэнд-зал-люди-арахис-бутылки-холодильники) в поисках разгадки. Чтобы подкрепить мозги, садишься за стол и начинаешь грызть орехи. Разгадка приходит сама в виде девушки, приносящей бутылки и убирающей мусор… Все просто! И вот вы уже сидите, разговариваете с друзьями, пьете коктейль в окружении холодильников. Загадка решена, как и задача рекламы рефрижераторов. Занавес.



Экспозиции часто поражают масштабностью – на одном из стендов была сделана огромная стена (где-то 3х20 метров) из живых цветов. Практически все около нее фотографировались.





Совместная экспозиция журнала Wallpaper и Bombardier «Восточный экспресс» эффектно представила публике последнюю разработку канадской компании – скоростной поезд. Тотальное погружение в атмосферу путешествия с детальным показом концепции: макеты, интерьеры и элементы поезда, вплоть до фирменной посуды и одежды персонала.




Под конец – еще немного о тенденциях.
Железный конь идет на смену крестьянской лошадке – все чаще с помощью различных технологий трехмерного прототипирования изготавливаются не макеты, а серийные товары, идущие в продажу. Пока они стоят нереально дорого – сотни (за маленький абажур) и тысячи долларов (за стул). Но они стоят того, ведь другими способами изготовить такие объекты просто невозможно.
Между тем, технологии стремительно совершенствуются, распространяются, дешевеют. Возможно, уже скоро придет время, когда каждый желающий сможет распечатать или вырастить любую вещь на домашнем трехмерном принтере.


Триеннале

Это еще одно популярное место многочисленных дизайнерских и художественных экспозиций.

Одно их наиболее ярких впечатлений оставила выставка-конкурс на разработку скамейки для Милана. Здесь были показаны проекты пяти известных дизайнеров – прототипы самого популярного объекта городской среды, выполненные по обходным технологиям в масштабе 1:1 с использованием предлагаемых материалов. Рядом с прототипами стоял большой прозрачный бокс для голосования. Зрители активно заполняли его бюллетенями.

Честно говоря, каждая из этих скамеек сделала бы честь любому европейскому городу. Все отвечали требованиям технологичности и вандалостойкости, не говоря уж об эстетических качествах. Итоги голосования засчитывались следующим образом: 50% народных симпатий плюс 50% компетентного мнения экспертной комиссии во главе с Вико Маджистретти. Кроме заполнения бюллетеня можно было голосовать на сайте или послать смс-сообщение.

Выигравшая скамейка станет официальной частью городской среды города и начнет немедленно устанавливаться на улицах. Как заявили официальные представители муниципалитета, каждый год в городе заменяется около 4000 скамеек из-за порчи вандалами. Спонсоры конкурса – Миланский муниципалитет, Ассоциация Дизайнеров Италии, Институт городской среды, администрация региона Ломбардия, министерство окружающей среды и землепользования, Торговая палата Милана, а также многочисленные банки и другие организации, включая известного производителя шин – Pirelli. Цель – вовлечь жителей в выбор новой скамьи для города. Событие было максимально широко распиарено по всему Милану.

Отличный пример правильно организованного процесса, гарантирующего качественный результат. Жаль, что в нашем отечестве вопросы формирования городской среды решаются совсем по-другому….



Экспозиция была выставлена на ступенях лестницы, ведущей на второй этаж – мимо не пройти никак.




Antonio Citterio



Piero Lissoni (слева), Alberto Meda (справа)



Michele de Lucchi (слева), James Irwin (справа)



Уже на выходе столкнулись с современной формой коробейничества – продажи с машин веселых сувениров на итальянскую тему.



Ваза-дуршлаг с дырками в виде территории Италии, щипцы для хлеба с мотивами носов венецианских гондол.



Одноразовые бумажные тарелки с напечатанными фрагментами карты Италии, упаковки пасты, копирующие коробки Barilla, с металлическими макаронами внутри. Коммерческая самоирония дизайнеров.


Заключение

Неделя дизайна в Милане – только на первый взгляд отдых. После нее чувствуешь себя нереально уставшим. Сразу лететь в Москву не стоит – контраста можно не вынести :-) Рекомендую отдохнуть несколько дней, чтобы набраться сил для возвращения. В любом случае, побывать хоть бы раз стоит – точно не пожалеете!

Кстати, представленные здесь фотографии – лишь малая часть из рассказа-презентации, которую мы сделали после возвращения из Милана. Если не выберетесь туда в следующем году – приглашаем на встречу, следите за апрельскими новостями на Designet.ru.


В первой части вы читали про:

Милан в апреле - зоны событий и дизайнерских тусовок, Fiera Milano - обзор выставки светильников Euroluce - 2005.

А вот что читали во второй:

Японский дизайн в Милане, Zona Tortona, Bombay Sapphire Design Glass Competition - как он выглядел на выставке, Миланское Триеннале.

 
   
  © designet.ru, 2000-2005


Rambler's Top100
Rambler's Top100