+ 30.10.2003 > “Буквист” Ветров  
 

“Буквист” Ветров

Виталий Николаевич Ветров, художник и педагог, называет себя “буквистом”.

Этим словом он называет тот жанр на границе литературы, дизайна и концептуального искусства, в котором работает уже многие годы. “Буквизм” – это попытка соединить предмет, его название и характер написания букв этого названия в одном объекте. Простейший пример из коллекции Ветрова – куб, на трех гранях которого написано по одной букве “К”, “У”, “Б”. Причем эти буквы занимают всю поверхность граней. Куб – производное от квадрата. И потому довольно много буквенно-цифровых композиций Ветров посвятил Казимиру Малевичу. Квадрат как симметричная форма, форма сама себя возводящая в квадрат.



Отсюда и то название, которое автор дал одной из своих работ, подходит практически ко всем его объектам: “Субъективный объект в связи с квадратом Казимира Малевича и явлением кубизма”. Кубизм в широком толковании это не только смесь фактур и точек зрения на предмет в одной композиции. Это еще и соединение разных уровней восприятия – формы, понятий, слов, даже цифр.

Цифры множатся, складываются и образуют какую-то свою закономерность сочетаний. Если их расположить в клеточках-квадратах, то получится еще один вид графических объектов Ветрова – своеобразные памятные плакетки, составленные из цифр дня, месяца и года рождения. Так из цифр и букв родилась мемориальная доска английскому скульптору Генри Муру.

Сам Виталий Николаевич родился 15 декабря 1922 года в Москве. Но семья театрального режиссера Николая Ивановича Ветрова и актрисы Елены Дмитриевны постоянно переезжала на гастролях из города в город. И наш герой пошел в школу в Армении.

…После школы он полтора года проучился в Институте Иностранных Языков, а затем, в начале войны вместе с колонной московской молодежи сначала пешком, а потом на поезде двинулся на восток. Добрались до Забайкалья. В Чите он попал в кавалерийскую часть. Здесь готовились к войне с Японией и рыли противотанковые рвы. Из Забайкалья он попал на фронт, был ранен. Лечился в госпитале восстановительной хирургии, познакомился со своей супругой студенткой торфяного института Маргаритой Антоновной…

В 1948 году “буквист” Ветров окончил художественно-графический факультет Московского педагогического института. Как аспирант Академии Педагогических Наук был послан открывать худ-граф на Сахалине. Написал кандидатскую диссертацию “Графическая работа как средство обучения в старших классах”. Она пролежала долго на шкафу в лаборатории АПН, но наш герой в конце концов ее защитил и называет ее самым длинным заявлением о прибавке жалованья…

Ветров преподавал рисунок, живопись, скульптуру, прикладное искусство. И более всего в 548 школе.

Ветров не раз показывал свои объекты. И в той самой 548 школе на выставке под названием “Крыша”, и в Центре Технической Эстетики на Пушкинской, когда там проходили семинары “Эксперимент в дизайне”, и здесь, “на Каширке”.

Эксперименты Ветрова над “опредмечиванием” слов, поиску объемного, пространственного “слово-образа” ближе всего к опытам концептуального искусства. К работам, например, американских художников, которые могли выставить один кубический километр морского воздуха или страницу из энциклопедии с определением того, что есть такое вода. В Москве поэт Дмитрий Пригов в 1970-е годы делал “стихограммы” (композиции из машинописного текста), а художник Андрей Монастырский придумывал акции, в которых слово, название происходящего играло не последнюю роль. И когда Ветров показывал свои работы в школах, оказалось, что школьникам не надо было объяснять, что такое “концептуальное искусство” (это не все и взрослые художники знают), они просто играли с буквами и словами как с формой.

Серия Ветрова под общим названием “Самоназвание вещи” выставлялась в 1986-1989 годы в Институте технической эстетики (ВНИИТЭ) во время семинара “Эксперимент в дизайне”, который мы вели вместе с Вячеславом Колейчуком. Тогда-то и появился куб с надписью “куб”, слово “спираль”, согнутое из проволоки и закрученное в виде спирали, слово “паркет” из паркетных дощечек. Сложенные из деревянных брусков буквы “Ф” и “П”, приклеенные к страницам книги, послужили своеобразным ребусом, в котором было зашифровано название романа Федора Панферова “Бруски”. Форма совпадает с ее словесным обозначением.

Предмет своей формой может выявлять буквы, из которых складывается его название. Стул, составленный из букв “С”, “Т”, “У”, и “Л”. Иногда достаточно описать объект, чтобы можно его было сделать. Но то, как здесь будет помогать восприятию этого предметного алфавита материал, живая фактура, цвет, “запах” краски – зависит от исполнения. От художественного качества реализация зависит не менее половины силы воздействия объекта. И здесь на выставке это происходит впервые – реализация предельно откровенная, свободная, яркая – сделанная ТАФом.

Театр архитектурных форм Александра Ермолаева протянул руку Буквизму.

Своими проектами Ветров в содружестве с ТАФом доказывают, что предмет и алфавит едины. Что смысловой образ вещи порождает ее графический буквенный эквивалент. Что все вокруг нас есть текст – проявленный или непроявленный. И все дело в том, что нам просто стоит научиться видеть буквы и читать этот текст.


А.Лаврентьев

1 ноября 2003 - в 15.00 открытие выставки Виталия Ветрова в выставочном зале "на Каширке" (ул.Академика Миллионщикова, дом 35, тел. 112 1161).
Выставка открыта до 9 ноября и работает с 12 до 19.00 кроме понедельника и вторника.

 
 
     
  © designet.ru, 2000-2003


Rambler's Top100
Rambler's Top100