Виталий Николаевич Ветров, художник и педагог, называет себя “буквистом”.
Этим словом он называет тот жанр на границе литературы, дизайна и концептуального
искусства, в котором работает уже многие годы. “Буквизм” – это попытка
соединить предмет, его название и характер написания букв этого названия
в одном объекте. Простейший пример из коллекции Ветрова – куб, на трех
гранях которого написано по одной букве “К”, “У”, “Б”. Причем эти буквы
занимают всю поверхность граней. Куб – производное от квадрата. И потому
довольно много буквенно-цифровых композиций Ветров посвятил Казимиру Малевичу.
Квадрат как симметричная форма, форма сама себя возводящая в квадрат.
Отсюда и то название, которое автор дал одной из своих работ, подходит
практически ко всем его объектам: “Субъективный объект в связи с квадратом
Казимира Малевича и явлением кубизма”. Кубизм в широком толковании это
не только смесь фактур и точек зрения на предмет в одной композиции. Это
еще и соединение разных уровней восприятия – формы, понятий, слов, даже
цифр.
Цифры множатся, складываются и образуют какую-то свою закономерность сочетаний.
Если их расположить в клеточках-квадратах, то получится еще один вид графических
объектов Ветрова – своеобразные памятные плакетки, составленные из цифр
дня, месяца и года рождения. Так из цифр и букв родилась мемориальная
доска английскому скульптору Генри Муру.
Сам Виталий Николаевич родился 15 декабря 1922 года в Москве. Но семья
театрального режиссера Николая Ивановича Ветрова и актрисы Елены Дмитриевны
постоянно переезжала на гастролях из города в город. И наш герой пошел
в школу в Армении.
…После школы он полтора года проучился в Институте Иностранных Языков,
а затем, в начале войны вместе с колонной московской молодежи сначала
пешком, а потом на поезде двинулся на восток. Добрались до Забайкалья.
В Чите он попал в кавалерийскую часть. Здесь готовились к войне с Японией
и рыли противотанковые рвы. Из Забайкалья он попал на фронт, был ранен.
Лечился в госпитале восстановительной хирургии, познакомился со своей
супругой студенткой торфяного института Маргаритой Антоновной…
В 1948 году “буквист” Ветров окончил художественно-графический факультет
Московского педагогического института. Как аспирант Академии Педагогических
Наук был послан открывать худ-граф на Сахалине. Написал кандидатскую диссертацию
“Графическая работа как средство обучения в старших классах”. Она пролежала
долго на шкафу в лаборатории АПН, но наш герой в конце концов ее защитил
и называет ее самым длинным заявлением о прибавке жалованья…
Ветров преподавал рисунок, живопись, скульптуру, прикладное искусство.
И более всего в 548 школе.
Ветров не раз показывал свои объекты. И в той самой 548 школе на выставке
под названием “Крыша”, и в Центре Технической Эстетики на Пушкинской,
когда там проходили семинары “Эксперимент в дизайне”, и здесь, “на Каширке”.
Эксперименты Ветрова над “опредмечиванием” слов, поиску объемного, пространственного
“слово-образа” ближе всего к опытам концептуального искусства. К работам,
например, американских художников, которые могли выставить один кубический
километр морского воздуха или страницу из энциклопедии с определением
того, что есть такое вода. В Москве поэт Дмитрий Пригов в 1970-е годы
делал “стихограммы” (композиции из машинописного текста), а художник Андрей
Монастырский придумывал акции, в которых слово, название происходящего
играло не последнюю роль. И когда Ветров показывал свои работы в школах,
оказалось, что школьникам не надо было объяснять, что такое “концептуальное
искусство” (это не все и взрослые художники знают), они просто играли
с буквами и словами как с формой.
Серия Ветрова под общим названием “Самоназвание вещи” выставлялась в 1986-1989
годы в Институте технической эстетики (ВНИИТЭ) во время семинара “Эксперимент
в дизайне”, который мы вели вместе с Вячеславом Колейчуком. Тогда-то и
появился куб с надписью “куб”, слово “спираль”, согнутое из проволоки
и закрученное в виде спирали, слово “паркет” из паркетных дощечек. Сложенные
из деревянных брусков буквы “Ф” и “П”, приклеенные к страницам книги,
послужили своеобразным ребусом, в котором было зашифровано название романа
Федора Панферова “Бруски”. Форма совпадает с ее словесным обозначением.
Предмет своей формой может выявлять буквы, из которых складывается его
название. Стул, составленный из букв “С”, “Т”, “У”, и “Л”. Иногда достаточно
описать объект, чтобы можно его было сделать. Но то, как здесь будет помогать
восприятию этого предметного алфавита материал, живая фактура, цвет, “запах”
краски – зависит от исполнения. От художественного качества реализация
зависит не менее половины силы воздействия объекта. И здесь на выставке
это происходит впервые – реализация предельно откровенная, свободная,
яркая – сделанная ТАФом.
Театр архитектурных форм Александра Ермолаева протянул руку Буквизму.
Своими проектами Ветров в содружестве с ТАФом доказывают, что предмет
и алфавит едины. Что смысловой образ вещи порождает ее графический буквенный
эквивалент. Что все вокруг нас есть текст – проявленный или непроявленный.
И все дело в том, что нам просто стоит научиться видеть буквы и читать
этот текст.
А.Лаврентьев
1 ноября 2003 - в 15.00 открытие выставки
Виталия Ветрова в выставочном зале "на Каширке" (ул.Академика
Миллионщикова, дом 35, тел. 112 1161).
Выставка открыта до 9 ноября и работает с 12 до 19.00 кроме понедельника
и вторника.