|
Первым делом, конечно, самолеты! Но это было не единственное направление деятельности
господина профессора Юнкерса. Вы будете смеяться, но с его изобретениями многие
из нас сталкиваются по много раз на дню. Еще в самом начале ХХ века Юнкерс изобрел
газовую колонку для нагрева воды! Притом, именно в области водонагревательной
техники, профессору принадлежит не одна сотня патентов. Больше, чем в авиастроении.
И этой стороне деятельности фирмы, как при Юнкерсе, так и после его смерти, посвящена
очень интересная выставка, занимающая лишь небольшой уголок музея. Она-то и заинтересовала
меня значительно больше, чем основная экспозиция. И вот по каким причинам.
Во-первых,
всякая техника для ванных комнат отличное место приложения усилий дизайнера. Во-вторых,
выставленные образцы газовых колонок были поддержаны примерами рекламных плакатов
и техническими рисунками, объясняющими конструкторское решение того, или иного
экспоната. Так что выставка получилась на славу!
Но, после того, как я
внимательно посмотрел на все приборы, использовавшиеся для комфортного принятия
душа с начала ХХ века по сегодняшний день, появился вопрос - почему все современные
газовые колонки такие уроды? Почему унитазы, раковины, ванны, смесители и прочая,
и прочая удостаиваются внимания дизайнера, а водонагреватели (как газовые, так
и электрические) нет? И вот, некоторые мои соображения на этот счет.
Возвращаемся
к вопросу "продажности" дизайна. Та целевая группа, которая формирует
спрос на продукты дизайнерского творчества применительно к сантехнике, греет воду,
в большинстве своем, отнюдь не водогреями, угрожающе нависающими над ванной. Но
почему считается, что человек, покупающий газовую или электрическую колонку должен
быть абсолютно равнодушен к ее внешнему виду? Большинство сантехники белого цвета.
Понятно, ассоциации со стерильностью, чистотой и прочая больничная наследственность.
Но арматура-то вся, в основном, блестящая (сорри, хромированная, или никелированная).
Почему считается, что водонагреватель должен стыдливо ютиться в углу ванной,
даже не оспаривая пальму первенства у раковины или, пардон, унитаза? А почему
бы ни сделать водонагреватель главным героем всего ванного интерьера? Как? А очень
просто - представьте себе газовую колонку блестящую никелированными деталями со
стильными кранами и функциональными (или бутафорскими) трубками, выведенными изнутри
корпуса на всеобщее обозрение. Почему-то хромированные глушители мотоцикла могут
становиться едва ли не стилеобразующими деталями. Почему не попробовать развить
эту идею в бытовой технике? Или современные ретро-реминисценции, столь популярные
в автомобильном дизайне?
Посмотрите
на газовые колонки двадцатых-тридцатых годов, блестящие медью или сталью. Я бы
с восторгом заимел такую у себя в ванной даже если бы не было такой необходимости.
Имея такой агрегат, все остальное можно оставить самое простое и незатейливое.
Интерьер будет держаться только на одной этой доминанте.
Почему
не попробовать сделать корпус колонки прозрачным? Благо, современные материалы
это позволяют. Среди стиральных машин уже есть такой прецедент - Bosch выпустил
машину с прозрачными стенками. И получается, как с часовым механизмом - от эстетики
чистой функции глаз не оторвать! Недаром говорят, что можно бесконечно смотреть
на то, как горит огонь и как течет вода. Совмещая то и другое в прозрачном корпусе
газовой колонки, получаем хоть и не принципиально новый продукт, но все же очень
сильно отстраивающийся от продукции конкурентов. Дизайном же обосновать и позиционирование
нового продукта в верхнем ценовом сегменте. Вот и ниша рыночная образовалась…
Не надо толкаться с конкурентами, пытаясь улучшить функциональные литр-в-минуту
показатели. Просто позиционировать продукт совсем по другим показателям и потребительским
характеристикам.
А
все нагреватели, которые есть в магазинах сейчас - это близнецы братья и по сути.
Потребитель поставлен перед фактом выбора по критериям цены и производительности.
О том, чтобы такой агрегат еще и внешне был привлекателен (не говоря уж, уникален),
приходится забыть.
Вот на такие мысли меня натолкнула, в общем-то, второстепенная
выставка в музее Юнкерса. Я не промдизайнер, так что, если какую глупость сморозил
- не судите строго.
С приветом, Митя Харшак
Первую, «самолетную»,
часть можно почитать, если отмотать немного
назад...
Полную коллекцию еще пополняющихся Митиных обзоров про его
3-х месячную стажировку в Баухаузе (Германия) можно почитать у него на
сайте. |