+ 05.03.2003> Музей Junkers-а (Дессау, Германия). От водонагревателей до самолетов / ч.2

 

















Первым делом, конечно, самолеты! Но это было не единственное направление деятельности господина профессора Юнкерса. Вы будете смеяться, но с его изобретениями многие из нас сталкиваются по много раз на дню. Еще в самом начале ХХ века Юнкерс изобрел газовую колонку для нагрева воды! Притом, именно в области водонагревательной техники, профессору принадлежит не одна сотня патентов. Больше, чем в авиастроении. И этой стороне деятельности фирмы, как при Юнкерсе, так и после его смерти, посвящена очень интересная выставка, занимающая лишь небольшой уголок музея. Она-то и заинтересовала меня значительно больше, чем основная экспозиция. И вот по каким причинам.



Во-первых, всякая техника для ванных комнат отличное место приложения усилий дизайнера. Во-вторых, выставленные образцы газовых колонок были поддержаны примерами рекламных плакатов и техническими рисунками, объясняющими конструкторское решение того, или иного экспоната. Так что выставка получилась на славу!

Но, после того, как я внимательно посмотрел на все приборы, использовавшиеся для комфортного принятия душа с начала ХХ века по сегодняшний день, появился вопрос - почему все современные газовые колонки такие уроды? Почему унитазы, раковины, ванны, смесители и прочая, и прочая удостаиваются внимания дизайнера, а водонагреватели (как газовые, так и электрические) нет? И вот, некоторые мои соображения на этот счет.



Возвращаемся к вопросу "продажности" дизайна. Та целевая группа, которая формирует спрос на продукты дизайнерского творчества применительно к сантехнике, греет воду, в большинстве своем, отнюдь не водогреями, угрожающе нависающими над ванной. Но почему считается, что человек, покупающий газовую или электрическую колонку должен быть абсолютно равнодушен к ее внешнему виду? Большинство сантехники белого цвета. Понятно, ассоциации со стерильностью, чистотой и прочая больничная наследственность. Но арматура-то вся, в основном, блестящая (сорри, хромированная, или никелированная).

Почему считается, что водонагреватель должен стыдливо ютиться в углу ванной, даже не оспаривая пальму первенства у раковины или, пардон, унитаза? А почему бы ни сделать водонагреватель главным героем всего ванного интерьера? Как? А очень просто - представьте себе газовую колонку блестящую никелированными деталями со стильными кранами и функциональными (или бутафорскими) трубками, выведенными изнутри корпуса на всеобщее обозрение. Почему-то хромированные глушители мотоцикла могут становиться едва ли не стилеобразующими деталями. Почему не попробовать развить эту идею в бытовой технике? Или современные ретро-реминисценции, столь популярные в автомобильном дизайне?



Посмотрите на газовые колонки двадцатых-тридцатых годов, блестящие медью или сталью. Я бы с восторгом заимел такую у себя в ванной даже если бы не было такой необходимости. Имея такой агрегат, все остальное можно оставить самое простое и незатейливое. Интерьер будет держаться только на одной этой доминанте.



Почему не попробовать сделать корпус колонки прозрачным? Благо, современные материалы это позволяют. Среди стиральных машин уже есть такой прецедент - Bosch выпустил машину с прозрачными стенками. И получается, как с часовым механизмом - от эстетики чистой функции глаз не оторвать! Недаром говорят, что можно бесконечно смотреть на то, как горит огонь и как течет вода. Совмещая то и другое в прозрачном корпусе газовой колонки, получаем хоть и не принципиально новый продукт, но все же очень сильно отстраивающийся от продукции конкурентов. Дизайном же обосновать и позиционирование нового продукта в верхнем ценовом сегменте. Вот и ниша рыночная образовалась…

Не надо толкаться с конкурентами, пытаясь улучшить функциональные литр-в-минуту показатели. Просто позиционировать продукт совсем по другим показателям и потребительским характеристикам.



А все нагреватели, которые есть в магазинах сейчас - это близнецы братья и по сути. Потребитель поставлен перед фактом выбора по критериям цены и производительности. О том, чтобы такой агрегат еще и внешне был привлекателен (не говоря уж, уникален), приходится забыть.

Вот на такие мысли меня натолкнула, в общем-то, второстепенная выставка в музее Юнкерса. Я не промдизайнер, так что, если какую глупость сморозил - не судите строго.

С приветом,
Митя Харшак

Первую, «самолетную», часть можно почитать, если отмотать немного назад...

Полную коллекцию еще пополняющихся Митиных обзоров про его 3-х месячную стажировку в Баухаузе (Германия) можно почитать у него на сайте.

 
up
 
 
 © designet.ru, 2000-2003
 
 

Rambler's Top100
Rambler's Top100