+ 05.02.2003> Выставка «Take a seat». Берлин, Vitra Design Museum / часть 1

 





































21 - Thomas Lee
Adirondack Chair(1903-04)
22 - Josef Hoffmann
№ 670 Sitting machine (1904-05)


22 - Josef Hoffmann
№ 670 Sitting machine (1904-05)


24 - Mitya Kharshak in
"Wassily arm chair"


29 - Gerrit Thomas Rietveld:
Roodblauwe stoel (1918)


53 - Alvar Aalto: "Arm-chair №41" (1930-31)


48 - Ludwig Mies van der Rohe
MR70 (Villa Tugendhat, 1929-30)


63 - Marcel Breuer "№ 312" (1935)


64 - Gerrit Thomas Rietveld
"Zig-Zag" (1932)


75 - A. Bonet, J. Kurchan, J. Ferrari-Hardoy
"Hardoy chair" (1950)


122 - Arne Jacobsen "№ 3107" (1955)


170 - Philippe Starck (1971)


180 - Frank O. Gehry: "Little Beaver" (1980)

- Дорогой, пожалуйста, вынеси мусор!
- Ой, ну я только присел...
- А что ты до этого делал?
- Лежал.

Думаю, что не ошибусь, предположив, что большинство из нас проводят много времени сидя в креслах, на стульях, табуретках, диванах. В сидячем положении проходит большая часть дня, прежде чем доберешься до кровати, где, наконец, можно прилечь.



Поэтому я уверен, что именно разработка "посадочных мест" требует наибольшего приложения знаний в области эргономики, нежели проектирование любого другого предмета мебели. Надо, чтобы человек не падал с табуретки за завтраком, чтобы не ерзал в кресле в машине, чтобы ничего не мешало в кресле на работе и, наконец, чтобы было расслабляющее комфортно развалиться вечером в кресле с бокалом вина (ну, или с книжкой - кому, что больше нравится).

Выставка, открывшаяся недавно в Vitra Design Museum в Берлине, представляет именно это направление мебельного дизайна. Притом, представляет наиболее яркими примерами за последние двести лет. Выставка "Take a seat" имеет еще и подзаголовок: "200 лет истории дизайна". Обратите внимание, в подзаголовке не сказано о каком именно дизайне идет речь. И, я думаю, что это обусловлено не только тем, что тематика экспозиции полностью раскрыта в основном названии. Дело, скорее в том, что по дизайну мебели можно изучать историю дизайна в целом. Притом, не только с точки зрения эстетических воззрений и идеологических манифестов, но и сточки зрения развития технологий и применения новых материалов. Вот уж тут точно, полный охват возможных материалов и их комбинаций от классической и консервативной кожи и дерева до супер-современных пластиков.

Мебелью занимались в свое время самые известные дизайнеры - Йозеф Хоффманн, Марсель Бройер, Людвиг Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Чарльз и Рэй Имз, Вернер Пантон, Алвар Аалто, Луиджи Голани, Филипп Старк и еще очень-очень много других замечательных людей! Часть из того, что они делали, так и осталось в единственном числе, или небольшой, рукотворной серии. А что-то пошло в тираж миллионами экземпляров, окружает нас каждый день и, признаться не задумываешься особо, что то, на чем сидишь - достойно быть выставлено в музее и служить предметом пристального изучения.

Высокие стеллажи со стульями напоминают архив или библиотеку, соблюдение хронологической последовательности и нумерация экспонатов лишь усиливает ощущение того, что ты попал не на выставку, а в некое Хранилище (с большой буквы). Существует несколько вариантов рассмотрения этой коллекции, равной которой в мире может и не быть - ведь на выставке представлены далеко не вся коллекция мебели и фондов музея. Первый и основной путь - хронологический и, если попробовать построить умозрительный график, по горизонтальной шкале которого будет время, а по вертикали некая совокупность количества, технологической новизны и эстетической оригинальности разработок, то на графике этом буду отчетливо видны несколько явных всплесков активности.

Первый из них пришелся на 1925-1933 годы и во многом связан с деятельностью Баухауса. Начнем с 1925 года, когда Марсель Бройер придумал "Wassily arm chair" (в котором я, собственно сейчас сижу и пишу этот обзор), послуживший своего рода манифестом нового дизайна и положивший начало массовому использованию каркасов из стальных труб в производстве домашней и офисной мебели. Подобные каркасы использовались и до него, примерно с 1890 года, но исключительно в медицинской мебели. В 1919 году подобная конструкция использовалась для производства сидений в автомобилях "Татра", но Бройер был первым, кто предложил вывести стальной каркас из сугубо служебной, конструктивной функции в поле эстетики. Зайдите в любой офис и увидите, какое распространение получила эта идея.


44 - Le Corbusier: "B 306" (1929)

На конец 20-х и начало 30-х годов пришелся едва ли не самый мощный подъем мебельного дизайна. В это время им занимались Марсель Бройер, Ле Корбюзье, Людвиг Мис ван дер Роэ, начинал Алвар Аалто - те, кто сейчас больше известны, как архитекторы-новаторы, идеи которых во многом изменили облик наших городов. Интересно то, что одна из самых известных разработок Аалто в области мебельного дизайна пришлась именно на это время. В 1928 году Алвар Аалто и его жена Айно выиграли архитектурный конкурс на постройку туберкулезного санатория в финском городе Paimio.

Когда строительство только началось, они же получили заказ на дизайн и оформление интерьеров санатория. В начале было решение использовать "Wassily arm chair" Бройера и уже были даже закуплены права на производство, но потом было решено, что жесткий и холодный стальной дизайн Бройера не совсем подходит для создания атмосферы покоя для больных. И в 1931 году на свет появилось "Кресло №41", которое не снято с производства по сей день. Т.е. в неизменном виде кресло производится уже более семидесяти лет. Впрочем, среди экспонатов выставки, такие долгожители не редкость.

"Кресло №41", мало того, что стало прообразом многих последующих работ самого Аалто, но и положило начало целому стилю "Органического дизайна", основное развитие которого пришлось на более поздний период 40-х - 50-х годов. "Органика" зародилась в начале 1930-х, на гребне конструктивизма, когда все - дома и комнаты, мебель и посуда создавались агрессивно остроугольными, прямая линия и плоскость лежали в основе формообразования. "органика" противопоставляла этой жесткости плавность линий, мягкие сопряжения и взаимопроникновение форм.

Как конструктивизм, так и органический дизайн были в большой степени концептуальными течениями, со своими адептами и непримиримыми противниками. Впрочем, не стоит думать, что конструктивист Бройер возненавидел основоположника органического дизайна Аалто за его разработки. Это время, пожалуй, можно было сравнить с концом XIX - началом XX века в изобразительном искусстве, когда представители самых различных направлений мирно сосуществовали в жизни, будучи идеологическими противниками в искусстве.


67 - Bruno Mathsson (1940)

Достаточно сравнить "Кресло № 41" Алвара Аалто со знаменитым "Zig-Zag" Геррита Томаса Ритвельда (Gerrit Thomas Rietveld), чтобы увидеть на каких, зачастую, диаметрально противоположных позициях стояли их авторы. Эти два предмета лежат в одном временном промежутке - "Zig-Zag" был разработан Ритвельдом всего двумя годами позже "Кресла № 41" - в 1933 году.

Основное количество разработок в направлении органического дизайна пришлось, как я уже говорил, на конец 40-х - начало 50-х годов и связано с именами американских дизайнеров Чарльза Имза и Рэя Имза, чьи стулья и кресла из гнутой фанеры на добрых два десятилетия определили внешний вид американских кухонь и гостиных. В эти же годы, будучи изначально скульптором, Исаму Ногучи привносил в мебельный дизайн асимметрию и скульптурную рукотворность. Едва ли до него вы смогли бы найти пример стола или стула с ножками, непохожими одна на другую…


77 - Franco Albini (1940-45)

А сколько нового привнесли в мебельный дизайн 60-е годы XX века! Развитие технологий всегда давало мощный толчок творчеству вне зависимости от времени. Только то, что когда-то считалось передовым достижением науки, сейчас кажется, в худшем случае, безнадежно устаревшим архаизмом, а в лучшем, консервативной технологией для штучного производства.

В 60-х пластмассы перешли из научных лабораторий на конвейер, и результатом стала принципиально новая технология производства мебели - штамповка. Датский дизайнер Вернер Пантон одним из первых стал использовать новые технологические возможности, переломив скандинавскую традицию использования природных материалов в производстве мебели. Самый его знаменитый "Panton chair" на конвейере до сих пор, начиная с 1968 года.

Конец 60-х - начало 70-х, помимо принципиально новых технологий, привнесли в мебельный дизайн совсем иную эстетику. Эксперименты с новыми материалами неизбежно приводили к новшествам в формообразовании. Конструктивизм Баухауса и органический дизайн перешли из категории актуальных направлений в пласт истории, несмотря на то, что многие из гуру того времени продолжали активно работать (правда, уже больше в сфере архитектуры и теории градостроительства, нежели в мебельном дизайне).

Новое время привнесло такие изменения, которые ранее казались немыслимыми. Едва ли раньше кому-нибудь пришло бы в голову делать надувную мебель. Дизайнерские идиомы "мягкость", "легкость", "воздушность", до сего момента используемые в переносном значении, применительно к формообразованию, стали вещественно реальными в работах итальянских дизайнеров Донато д'Урбино (Donato d'Urbino), Паоло Ломацци (Paolo Lomazzi) и Карла Сколари (Carla Scolari).


155 - C. Leonardi: "Dondolo" (1970-75)

Надувные кресла, как бы перекочевавшие с пляжа в квартиры молодежи конца 60-х - начала 70-х годов, окончательно оформили не только перемену в отношении к мебели в сознании потребителя, но и переход от пафосного дизайнерского манифеста к тонкой самоиронии. После этого ни о каких непреложных законах в мебельном дизайне речи и быть не могло. Если кресло можно надуть, как воздушный шарик, или пляжную игрушку, то что же тогда нельзя делать с мебелью? Можно предположить, что именно начало 70-х годов сняло все табу на использование материалов в производстве мебели. Конвейер, конечно, оставался консервативен - металл, дерево, пластик… Но прототипы и единичные выставочные экземпляры уже могли создаваться из чего угодно - они могли клеиться из старых картонных коробок, плестись из проволоки, гнуться из кровельной жести. Все ограничения на материалы были сняты.


153/154 - C. Scolari, P. Lomazzi, J De Pas, D. D'Urbino: "№ 270 / Blow" (1967)
162 - Gaetano Pesce "UP 5/6, La Mamma" (1970-73)

Мебельный дизайн обрел, быть может, никогда до сей поры невиданную самостоятельность. Он перестал зависеть от массового потребления, от конвейера. Уникальные, штучные экземпляры кресел стали такими же полноправными экспонатами художественных выставок, как холсты и скульптура.


160 - Archizoom Associati: "Mies" (1969)

Продолжение осмотра (часть 2) >>

 
up
 
 
 © designet.ru, 2000-2003
 
 

Rambler's Top100
Rambler's Top100