|
Открытие темных комнат с чемоданчиками состоялось 7 июня, но так
уж получилось, что в этот самый день в Мраморном дворце встречались
главы стран азиатского региона – итого шесть президентов. Естественно,
меры безопасности были предприняты соответствующие, и, так получилось,
что первыми посетителями экспозиции стали шесть начальников служб
безопасности высоких гостей... Но, это факт радостный.
Как сказал в приватной беседе один из старых сотрудников Русского
Музея: «Еще совсем недавно сюда свозили бы грузовиками Шишкина с
Айвазовским, а сейчас Старк...» Близость, в прямом смысле, власти
к дизайну была налицо.
А Александр Боровский – начальник Отдела новейших течений Русского
Музея рассказал еще одну байку. Когда он водил этих самых начальников
президентских служб безопасности по Мраморному, чемоданчики с объектами
Старка вызвали их нешуточное беспокойство – мало ли что в этих чемоданчиках
можно утаить! Один из них поинтересовался, указывая на один из объектов,
лежавший в чемоданчике:
– Это что еще такое?
– Как что? Вибратор! – сделал честное лицо Боровский.
По экспозиции вопросов больше не возникало...
Надо признаться, что вызвавший беспокойство предмет был совсем не
вибратором, а мирным пультом дистанционного управления. Просто Боровский
хорошо знал комментарии Старка к своим объектам :-)
Открытие началось во дворе Мраморного, т.к. экспозиция еще восстанавливалась
после неизбежных изменений, вызванных президентскими визитами. Пока
публика во дворе внимала словам, как всегда красноречивого и артистичного
Боровского, на выставке в спешном порядке докручивали последние
винтики. И вот она экспозиция!
Начать описывать ее можно словами, которыми начинаются многие детские
страшилки – в темном-темном доме, в темной-темной комнате... Залы
Мраморного, где разместилась выставка были затемнены и лишь на высоких
табуретках – богатых родственницах вечно заляпанных красками табуреток
аудиторий живописи, на которых обычно размещаются банка с водой,
краски и палитра, стояли прикрытые стеклом (правильно – руками не
трогать!) самсонайтовские чемоданчики с объектами Филиппа Старка,
подсвеченные стильными настольными лампами.
День открытия, я не раз говорил, неблагодарное время для просмотра
экспозиции. Слишком много народа для того, чтобы иметь возможность
внимательно побродить по выставке, почитать авторские комментарии
к объектам. Комментарии, надо сказать, едва ли не равнозначная самим
объектам часть выставки. Очень живые и совсем «не-музейные» тексты
сопровождают каждый предмет, рассказывая как о функции, так и об
эмоции, притом, наверное, эмоции все-таки доминируют. Все-таки каждая
вещь Старка - это образ. Образ очень яркий и эмоциональный.
Опять же на открытии выставки хочется поговорить со всеми знакомыми,
которых и встречаешь-то большей частью на подобных мероприятиях.
Так что не до выставки в такой день, однозначно... Публика фланирует,
девушки пьют двенадцатилетний «Chivas Regal», Боровский дает интервью,
Белкин показывает свежий номер «Собаки»...
Но пройдет еще один день и выставка из коммуникационного повода
станет просто экспозицией. И вот тогда настанет черед внимательно
заглядывать в чемоданчики и читать слова Старка о своих работах.
Притом, сама экспозиция подразумевает некий интимно-библиотечный,
индивидуальный характер просмотра. Для двоих нет места у чемоданчика.
Только в одиночку заглянуть, повертеть головой, отгоняя блики со
стекла, увидеть Предмет, наклонившись, прочитать один-два абзаца
живого незаумного текста, перейти к следующему чемоданчику...
Сама идея складирования, архивирования искусства последнее время
достаточно популярна. И эта выставка еще одно тому подтверждение
– в чемоданчик помещается и гантеля, и радио, и мотоцикл, и дом...
Уменьшенные модели крупномасштабных предметов Старка не выглядят
обитателями полок игрушечного магазина, что могло бы случиться в
формате подобного экспонирования. Они не утеряли связи со своей
первой инкарнацией в виде макетов, моделей, рождающихся в мастерской
дизайнера. Однако, тут следует заметить, что объекты эти были воплощены
в производственной серии и лишь затем вновь уменьшены до камерного
музейного формата.
Выставка разделена на три направления: «Идеи для потребления» –
эти предметы, соразмерные человеческой руке, выставлены в своем
натуральном обличье, т.е. в том виде, в котором их можно купить
в магазине, «Идеи для окружения» – мебель, предметы интерьера, транспорт
представлены уменьшенными моделями и «Идеи для жизни» – архитектурное
творчество Старка выставлено фрагментами, дающими представление
скорее только об образно-эмоциональной сущности проекта, нежели
о его конструкции и объемном виде.
И мое личное убеждение, что каталог выставки приобрести необходимо.
В нем представлены вещи, не нашедшие своего места на выставке –
эскизы, почеркушки, показывающие эволюцию ИДЕИ до ее финального
воплощения. Любому, кто имеет к дизайну хоть маломальское отношение,
иметь дома такой каталог будет полезно и приятно.
Митя Харшак из С-Петербурга,
www.addesign.ru
|
|
comment
> На выставке в Москве все было, собственно, также.
> Нам выставка понравилась. Такая, с четкой экспо-концепцией,
индивидуальным потреблением (по одному зрителю у табуретки), остроумными
подписями, которые волей-неволей прочитываешь все... Какой-то своей
таинственной атмосферой.. И конечно, нормальным каталогом. В общем,
побывать стоило.
> Чего не скажешь о так называемом мастер-классе, который оказался
просто пропиаренной лекцией. В кулуарах дизайнеры едко замечали,
что вел себя Старк как клоун, вставал в позу в прямом и переносном
смысле, а по уровню пиара «сделал» самого Артемия Лебедева.
> Прийти и услышать из уст звезды точный пересказ табличек-подписей
к работам – небольшая честь. В пресс-релизе, и, соответственно в
остальную прессу – попало абсолютно то же самое. Мат в 2 хода. Все
четко просчитано. Побывавшим остается только сказать как когда-то:
«Я Ленина (простите, Старка!) видел! Он бы еще свой пиджак на сувениры
распродал...
|