+ 23.02.2002 > Панорама дизайна Франции
 
  > В белорусском законодательстве слово «дизайн» встречается в разделах, посвященных государственным премиям и авторскому праву, где проблем у нас пока больше, чем достижений. Сегодня отечественный дизайн «чужд» не только производству, но и государству в целом. В этом материале, адресованном не только профессиональным дизайнерам, но и административным работникам различного ранга, мы представляем панораму дизайна Франции.

> Зарубежный опыт служит примером разумного подхода к внедрению дизайна в производство, стимулирования творческой мысли и дизайна в частности, а также, что важнее всего, поддержки дизайнеров на государственном уровне.
 
  > «Я против красивой вещи, я предпочитаю ей вещь хорошую»
  Вынесенные в заголовок слова принадлежат крупнейшему французскому дизайнеру Филиппу Старку. Он считает, что на современном этапе развития общества стратегия дизайна требует переосмысления: сегодня красота следует из продуманной и обоснованной функции. (хотя сам Ф.С. далеко не всегда следует этим правилам... прим. dn)

Для Франции и других европейских стран проблема внедрения дизайна и новых художественных идей в промышленное производство и сферу услуг приобретает особую актуальность в свете объединения Европы, снятия ограничений на обмен товарами и глобализации рынка, что, безусловно, влечет за собой и обострение конкуренции между предприятиями самого разного размера и типа. Производитель вынужден постоянно заботиться об узнаваемости своего продукта, чтобы он не утонул в море наполняющих современный рынок товаров, был удобен в обращении и приятен на вид. Ведь изменился и европейский покупатель. Из потребителя он превратился в клиента, научился сравнивать и быть требовательным.

Покупка сегодня делается продуманно, внимательно и после предварительного изучения предложений рынка. К этому следует добавить и новое мышление цивилизованного человека, заключающееся в осознании им ценности нашей планеты и того влияния, которое промышленность оказывает на жизненную среду. Все это заставляет производителя задумываться над выбором наилучших технологий и материалов и разработкой новых, более совершенных.

Крупные французские предприятия – Алкатель, Мулинекс, Пежо, Ситроен, Тефаль – уже давно поняли выгоду сотрудничества с дизайнерами. Каждое из них имеет собственное дизайнерское бюро. А признанным лидером здесь является автомобильная компания Рено, чья дизайнерская служба насчитывает 260 специалистов. Однако предприятия малого и среднего бизнеса прибегают к услугам дизайнеров еще недостаточно часто. В связи с этим французское правительство, заботящееся о национальном производителе, проводит целенаправленную политику по внедрению дизайна на таких предприятиях с тем, чтобы они могли продуманно обновлять и совершенствовать свою продукцию и успешно конкурировать с зарубежными производителями.

Задачи поддержки и пропаганды дизайна во Франции возложены на два министерства, которые осуществляют свою политику путем финансирования исследований, финансовой поддержки дизайнеров и предприятий, развитие учебных учреждений, а также через выделение грантов на публикацию посвященных дизайну изданий.

В Министерстве культуры эти функции выполняет Департамент пластических искусств, который проводит свою политику по трем направлениям: организация образования, содействие творческим изысканиям дизайнеров, а также сохранение и пропаганда творческого наследия.

В Министерстве промышленности пропагандой дизайна на предприятиях занимается Дирекция региональной деятельности и малой и средней промышленности. В задачи Дирекции входит стимулирование спроса на разработку дизайнерских проектов со стороны предприятий малой и средней промышленности путем выделения им финансовых субсидий на эти цели. Для осуществления своей политики во всех регионах Франции министерством созданы Региональные дирекции промышленно-экологических исследований (РДПЭИ) и девять Центров промышленного дизайна.

Другой областью, на которую Министерство промышленности оказывает активное влияние, является подготовка специалистов по промышленному дизайну. Министерство поощряет создание дизайнерских отделений в высших учебных учреждениях, готовящих инженерные и управленческие кадры, а также совместно с Министерством культуры курирует созданную в 1982 году Высшую национальную школу промышленного творчества, которая готовит исключительно дизайнеров по таким специальностям, как дизайн продукта, дизайн пространства и среды, дизайн текстиля и моды, дизайн мультимедиа.

Высшее дизайнерское образование во Франции можно получить также в Высшей национальной школе декоративных искусств, где на факультете дизайна готовят специалистов по промдизайну, дизайну одежды, мебели, интерьера, визуальной коммуникации, среды и графическому дизайну. Кроме того, диплом дизайнера дают еще 53 ВУЗа общенационального, муниципального или регионального подчинения, среди которых можно назвать, например, Высшую национальную школу прикладного искусства и художественных ремесел, Институт визуальных искусств, Высшую европейскую школу изобразительных искусств и технологий. Профессии дизайнера обучают и более десяти частных ВУЗов, наиболее значимыми из которых являются Высшая школа КАМОНДО в Париже, Европейский институт дизайна в Тулоне, Высшая школа визуальной коммуникации и Высшая художественно-техническая школа в Париже и т.д.
В ряде технических лицеев и спецшкол по прикладному искусству можно получить среднее специальное образование по различным дизайнерским специальностям.

Кроме того, приобрести знания в области дизайна позволяет и французская система непрерывного образования, которая предлагает специализированные курсы и курсы перепрофилирования, адресованные как тем, кто уже работает на предприятиях в качестве проектировщиков, техников, разработчиков продукции, так и самой широкой публике. Такие курсы имеются при большинстве ВУЗов, где есть факультеты или отделения дизайна, а также организуются различными профессиональными организациями и научно-исследовательскими центрами по конкретным дизайнерским специальностям.

В настоящее время во Франции насчитывается 4 тысячи дизайнеров-профессионалов. Выпускники Высшей национальной школы промышленного творчества и отделений дизайна других ВУЗов, начиная в своем большинстве как независимые дизайнеры, впоследствии, как правило, примыкают к более крупным агентствам либо идут работать в дизайнерские бюро промышленных предприятий. Тенденция к объединению дизайнеров-профессионалов видна и по тому, что средняя величина одного частного дизайнерского агентства во Франции возросла с 1996 г. по 1999 г. с 6 до 8,5 человек, т.е. почти в полтора раза. Самым крупным агентством является Дегрипп Гобе & Ассошиейтс, основанное в 1971 г. и насчитывающее 155 дизайнеров. В его головной фирме, размещающейся в Париже, а также в представительствах в Лионе, Будапеште, Нью-Йорке, Токио и Сеуле трудятся специалисты по самым разным областям дизайна. В зависимости от величины проекта, эти отделения работают совместно либо автономно.

Треть дизайнерских агентств во Франции возникли в последние 5 лет, только 10% имеют опыт работы, который превышает 20 лет, и лишь два агентства начали свою деятельность в 1960-е годы.

Специализация агентств, как правило, многопрофильна. Наибольшее их количество занимается дизайном продуктов производства (82%), графическим дизайном (60%) и дизайном среды и архитектуры интерьера (48%). Все больше агентств занимается в последнее время дизайном мультимедиа (16%) и дизайнерскими исследованиями (около 20%). Несколько сократилось число агентств, которые специализировались на дизайне упаковки, хоть их число по-прежнему велико (45% в 1999 г. против 48% в 1980-х годах).

В последнее время во Франции активно развивается институт консультантов в области дизайна. Эта новая профессия, как полагается, имеет большие перспективы в ближайшем будущем. Консультанты призваны помогать руководству промышленных предприятий в разработке их производственной стратегии, в составлении ими технических заданий для дизайнерских разработок, в поиске нужных специалистов в соответствующих областях дизайна и в целом облегчать контакты между промышленниками и дизайнерами. Такие услуги оказываются как частными консультантами или фирмами, так и государственными учреждениями и общественными организациями.

Во Франции существует широкая система профессиональных ассоциаций, федераций и обществ, объединяющих дизайнеров-профессионалов самых разных специальностей. Среди них можно назвать, например, Французский союз промышленных дизайнеров, Ассоциацию по дизайну коммуникаций, Национальный профсоюз дизайнеров по текстилю, Национальную федерацию профсоюзов архитекторов интерьера, Профсоюз дизайнеров среды, Общество художников-декораторов, Федерацию по печати и графической коммуникации и т.д. Все эти общества в основном имеют своей задачей поддержку и утверждение соответствующей профессии, выработку условий ее практики (в том, что касается юридических и контрактных вопросов), защиту интеллектуальной собственности и представительство дизайнеров на международной арене.

Большую роль в распространении информации о дизайне и его развитии играет созданное в 1983 г. Агентство пропаганды промышленного творчества (АППТ). В его административный совет входят, как частные, так и общественные организации, государственные учреждения, промышленные предприятия и отдельные творческие работники. Целями АППТ являются внедрение дизайна в инновационные процессы в промышленности, международная пропаганда французского дизайна, профессиональное развитие дизайнерских профессий, а также изучение вклада, который вносит дизайн в разрешение проблем современного общества. Будучи крупным ресурсным центром, АППТ аккумулирует и распространяет информацию о дизайне во Франции и Европе. Кроме того, в последние годы активно действует созданный агентством клуб Дизайн и перспективные исследования, объединяющий крупные предприятия, готовые содействовать пропаганде дизайна во Франции.

Под патронажем и по инициативе государства создан и ряд других организаций, занимающихся распространением информации о дизайне, проведением конкурсов, выставок, оказанием помощи дизайнерам и предприятиям. Среди них можно назвать такие, как Французский институт дизайна, Департамент пропаганды и информации при Высшей национальной школе промышленного творчества, Общество поощрения инноваций в производстве предметов мебели, Общество содействия художественным ремеслам.

Все больше внимания проблемам дизайна уделяют средства массовой информации, причем не только специализированные, но и крупные ежедневные издания, такие, как Монд или Либерасьон. Что касается профессиональной периодики, то она представлена такими изданиями, как Хроника дизайна, Проджект дизайн, Дизайн Факс, Международный журнал дизайна и инновационных исследований, а также журналами, посвященными отдельным дизайнерским специальностям: графике (Этап график, Пиксель, Синь), архитектуре и интерьеру (Аршикрее, Архитектура сегодня, Монитор архитектуры), меблировке и декору (Арши-дизайн, Эль Декорасьон, Мари Клер Мэзон), техническому и промышленному дизайну (Индустрия и техника, Новый завод, Художественные мастерские Франции). Кроме того, некоторые организации выпускают информационные ежегодники, наиболее значимым из которых является Панорама дизайна Франции, издаваемая АППТ.

Для содействия дизайнерским исследованиям в промышленности и внедрения дизайнерских разработок в производство государство оказывает предприятиям и отдельным дизайнерам-профессионалам финансовую поддержку. Так, при каждой РДПЭИ существуют Фонды консультационной помощи, целью которых является содействие предприятиям с персоналом менее 500 человек в привлечении ими внештатных специалистов-консультантов для проведения диагностического исследования производимой продукции с целью ее дизайнерского обновления. Фонды покрывают до 80% стоимости исследований продолжительностью до 5 дней в пределах 50 тысяч франков и до 50% стоимости более длительных исследований в пределах 200 тысяч франков.

В рамках РДПЭИ существует также программа помощи предприятиям с персоналом до 2000 человек по внедрению в производство дизайнерских разработок в области использования электроники и новых материалов. Эти программы покрывают до 50% производственных расходов в пределах от 300 тысяч до 1 миллиона франков. Кроме того, РДПЭИ помогают предприятиям с персоналом до 500 человек при принятии ими в штат дизайнеров на постоянную работу, покрывая до 50% годовой зарплаты таких дизайнеров в пределах до 200 тысяч франков.

Параллельно с РДПЭИ, еще одним крупным организмом, находящимся под патронажем Министерства промышленности Франции, является Национальное агентство содействия исследованиям, оказывающее централизованную помощь по внедрению новаций в производство. Агентство финансирует до 50% стоимости инновационных проектов предприятий с персоналом до 2000 человек путем выделения беспроцентных субсидий, возвращаемых в случае успешного завершения проекта. С момента своего основания в 1979 г. им была оказана поддержка по внедрению более чем 30 тысяч инноваций на более чем 20 тысячах предприятий.

Кроме того, предприятия, инвестирующие в исследования по разработке концепции новых прототипов, пользуются так называемым исследовательским налоговым кредитом, т.е. их затраты на такие исследования не облагаются налогом.

Ряд организаций и фондов во Франции оказывают помощь отдельным дизайнерам-профессионалам. Так, Фонд содействия творчеству при Департаменте пластических искусств Министерства культуры выделяет творческим работникам гранты для проведения ими исследований в области использования различных материалов и технологий, для создания прототипов или поездок на стажировки как во Франции, так и за рубежом, а также оказывает финансовую поддержку в издании книг, посвященных вопросам дизайна.
Комитет поощрения новаций в производстве мебели, на конкурсной основе финансируя лучшие представленные дизайнерами проекты, оказывает помощь в создании ими макетов в натуральную величину, а также содействует в поиске партнеров между творческими работниками, промышленниками и дистрибьюторами, частично финансируя проекты по дизайнерским исследованиям и по созданию прототипов.

С 1983 года во Франции установлена премия Агора, которая раз в два года выделяется молодым дизайнерам для осуществления ими самых разных проектов, производственных стажировок либо учебных поездок.
Для оказания технического содействия дизайнерам во Франции существует сеть Исследовательских творческих мастерских, которые предоставляют в пользование творческим работникам свои технические средства и помощь профессионалов.

Для поощрения лучших работ и проектов в различных областях дизайна во Франции проводятся многочисленные конкурсы и установлен ряд премий. Ежегодно вручается Гран-при французского дизайна по таким номинациям, как графический дизайн, дизайн продукта, дизайн среды и общий дизайн. Лучшие разработки в области промышленного дизайна ежегодно отмечаются премией Янус, установленной Французским институтом дизайна. Премией молодой Янус отмечаются и лучшие работы студентов. Ежегодно или раз в два года проходят конкурсы на определение лучших проектов в различных областях дизайна. Среди них можно отметить такие международные мероприятия, как Конкурс создателей салонных игр, ежегодно проводимый в Культурном центре парижского пригорода Булонь-Бийанкур, и Всеевропейский конкурс Дэфи-Алю, проводимый раз в два года среди студентов международных дизайнерских школ с целью выявления лучших разработок металлической упаковки духов и косметики. Каждый раз тема конкурса обновляется, а его лауреаты получают возможность установить контакты с производителями предметов роскоши и парфюмерии.

Среди студентов и молодых профессионалов проводятся также конкурсы на лучшие дизайнерские разработки в области производства часов, очковых оправ, предметов быта для инвалидов, изделий для использования натурального газа, на лучшие инновационные проекты с использованием полимерных материалов и технологий и т.д.

С недавнего времени все французские предприятия и дизайнеры могут помещать сообщения о создаваемых ими новых продуктах в организованную АППТ общую информационную базу данных Дизайн Франс Интернасьональ. Впоследствии эти данные могут использоваться для отбора лучших дизайнерских разработок с целью их участия в различных конкурсах и выставках, а также служить в качестве источника информации для СМИ и профессионалов.

Перевод:
 
  comment

> На наш взгляд, проблемы поддержки промышленного дизайна общие для всего пост-советского пространства. Пример Франции, как это может быть, весьма показателен.

> Текст для публикации был предоставлен журналом «PRO дизайн», издаваемым Белорусским союзом дизайнеров.

«PRO дизайн» – единственное полноцветное издание в Республике Беларусь, которое наиболее полно освещает рынок дизайнерских услуг, проблемы и вопросы дизайн-деятельности.

Аудитория: профессиональные дизайнеры, производители и поставщики дизайноёмкой продукции, товаров и оборудования для дизайн-деятельности.
Периодичность: ежеквартальное издание, выходит с осени 2001 года.
Распространение: подписка, адресная рассылка, свободная продажа в Республике Беларусь.
Тираж: 1500 экземпляров.

> Контакт:
Белорусский союз дизайнеров
220039 Минск ул. Брилевская, 14 а/я 78.
Т. 229 33 98, 222 77 81
E-mail: bdu@nsys.by

www.prodesign.nsys.by – promo-version
www.ibamedia.com – PDF-version

> По данным на февраль 2002 г. журнал можно купить в Москве только в салоне «Книга и Ремесло» (Большая Садовая 3, тел. 209-1508, примерно 150 руб.)
 
up
 
 
 

© designet.ru, 2002