+ 30.05.2002> В третий раз Графит кончился ...
 
 «Было много нового и интересного.
Правда, интересное было не новым,
а новое – неинтересным»
/Фраза из какого-то анекдота…/


Интрига места проведения 3-го Графита тянулась до последнего. Уже в журнале КАК пропечатано – площадка Гигант-клуба «Точка». И – снова изменения. Наконец объявлено – под открытым воздухом, на «стрелке» между Берсеневской и Болотной набережной. Звучит как-то по-питерски – «стрелка»… Это там, где разрезает искусственные волны огромный церетелиевский Петр. Он, стоявший задом ко всему этому действу, был тут совершенно не в кассу. Да и не пускали к нему в этот день…
 
 
 Место такое, что случайно туда не попасть. По словам организаторов, одно из самых красивых мест города. «Мы намеренно решили проводить «ГРАФИТ» на свежем воздухе, дабы подчеркнуть атмосферу по-настоящему открытого фестиваля, не ограниченного какими-либо традиционными канонами, чопорностью и официозом» – цитата из приглашения. А легкий запах шоколада, исходящий из недр фабрики Красный Октябрь, к забору которого и примыкала выставка, щекотал ноздри и гнал уходящих в фирменный магазин..

Действительно, атмосфера стояла какая-то «несоветская». Небольшой контроль у входа – крошечные билеты по 50 рублей и, заходи и делай что хочешь… Cлегка смутило, что билеты на контроле изымали целыми (не оставляя даже как сувенир :-), стараясь бережно сохранить товарный вид. Наверное, для использования в безотходном цикле касса-контроль-касса. Recycling в действии, однако!
 
 
 После входа на территорию, в поле зрения больше не попадал ни один секьюрити, которые в подобных случаях постоянно портят праздник жизни. Никто не стоял и у самого необычного экспоната – Citroen-а C3 и не говорил: отойдите, не трогайте руками, закрыто. Чувствуя это, публика вела себя так же корректно, и ходя кругами, старалась не наступать на красивые пластиковые тюльпаны, в изобилии насаженные в асфальт вокруг машины. Красота!

Не покидало ощущение какого-то художественного действия, перфоманса. Ходила обалдевшая от солнца, ветра, теплой погоды и свободы публика, с правильной высокой сцены играли модную музыку диджеи… Громко! Не, нормально для open air… Свой ритм задавали катера, снующие по реке.
 
 
 Вся выставка представляла собой пространственную конструкцию, собранную из строительных лесов. Растянутые вертикально заламинированные полотнища прозрачной пленки содержали в центре по одной работе. Все было подогнано к одному формату. Только настоящие майки, с лимитированным тиражом и продвинутым дизайном, являли образец натурального продукта. Ну и, конечно, пухленький малыш-Ситроен C-3.

Заданный организаторами маршрут движения, в виде лабиринтов из развешенных полотнищ, часто не совпадал с логикой посетителей. Нам, честно говоря, несколько раз хотелось срезать пару листов, чтобы кратким путем попасть в соседнее пространство.



В целом экспозиция была организована так, что совсем не располагала к установлению контактов между незнакомыми заранее посетителями. Пообщаться на месте с автором какой-либо выставленной работы оказалось просто нереально: ищи ветра в поле. Вот и кучковался народ по отдельности, каждый своей компанией. Для формата фестиваля это нонсенс, однозначно.

В интервью журналу [КАК) Дима Палкин (ген.директор дизайн-группы BIOS, главный зачинщик фестиваля) как-то заявил: «Наша задача – сделать фестиваль в полном смысле этого слова. С перфомансами, ночными шоу, странными концертами… Словом, добавить веселья». Полного смысла в слово и на этот раз вложить не удалось. От количества работ, прямо скажем, в глазах не рябило, как, впрочем, и от количества народа. После всего осмотра еще оставалось чувство легкого визуального голода. Хотелось добавки… В воздухе висела ехидная фраза из еще одного анекдота: «бедненько, но чистенько»… В чем тут дело?
 
 
 

Организаторы вели отбор из претендентов и немало работ завернули. И, как это часто бывает, критерии отбора остались где-то далеко за кадром. Хорошо, что хоть в каталоге состав жюри напечатали. (Нам кажется, что фраза «На фестиваль «Графит» принимаются работы в духе «Графита» лучше всего бы описала эти эфемерные критерии.) А публика в кулуарах недовольно отмечала, что выставилась (за счет спонсоров) в основном одна, хорошо повязанная между собой, тусовка. Что много сильных работ почему-то «не прошли». Впрочем, подтвердить эти слухи или опровергнуть их тоже оказалось затруднительно: отвергнутых работ никто не видел. Такая вот «открытость»…



А качество.. Общий уровень работ, прошедший предварительный отбор, был выше среднего, как обычно на этом конкурсе-фестивале. Находились и очень классные, свежие вещи, ранее в московской природе не встречавшиеся. На чистом, открытом пространстве выставки довлел foreva модный среди дизайнеров минимализм. Работы были подписаны кратко и понятно только для посвященных (часто по-английски). Pirojkov (Владимир Пирожков, сейчас автодизайнер компании Тойота. Автор интерьера выставленного Ситроена, (компания, где раньше он работал). Maslov (он же Евгений Маслов, ведущий пром.дизайнер студии Артемия Лебедева). А чего людям париться объяснять – страна героев и так знает…




Номинации конкурса как всегда были следующие: компьютерная графика, web-дизайн, плакаты, календари, CD-дизайн, фирменный стиль, буклеты, брошюры, знаки, логотипы, этикетки, упаковки, флаера, журналы, книги.



Промышленный дизайн. Итак, наконец-то! Промдизайн широкими шагами выходит в массы и становится модным. (А вспомните недавний приезд Карима Рашида и Филиппа Старка в Москву!) Свидетельство тому у нас – многочисленные публикации в разных журналах и внезапно появившаяся на традиционно графическом фестивале секция/отдел по объектному/промышленному дизайну.

Тут (нам кажется :-) видны длинные руки Володи Пирожкова, которой одной подтянул спонсора Citroen, другой – одноименную машинку со своим интерьером. Спонсор дал денег, пригнал новую машинку C-3 (а второй обещанной машины – Mini так и не появилось :-(, воткнул свой красный большой флаг, а маленькими увешал весь периметр выставочных «лесов».

И контента на этот отдел уже набирается. Только неплохо было бы все-таки пораньше и более внятно объявить о его существовании. Глядишь, и побогаче был бы раздел… Как и в графике, некоторые работы были очень интересные, а некоторые…

 

 

 

На подобных мероприятиях совершенно необходимо наличие небольшой халявы - например, сокращенной версии каталога акции с программой мероприятий (чего не было) или новой бесплатной городской газеты (что было). Лежащая в больших ярко-желтых пластиковых кабинках (с какой-то живой надписью, типа «Возьми меня», как в «Алисе..») с самозакрываемой дверцей-хлопушкой, она привлекала внимание дизайнеров, опасливо изучавших ее (дабы точно убедиться, что платить все-таки не надо) прежде чем взять халявный номер. Рядом на скамейке скучая, лежали толстые пачки красочного журнала-спонсора «Game EXE».

Реплика в сторону (не реклама! :-). Новый, бесплатный (кстати, очень неплохой) еженедельник (82 страницы!) «Большой Город» издается всем известной в Москве «Афиша Индастриз» тиражом 250 000 экз. Удобочитаемый макет без особых изысков рассчитан на широкую публику. Как всегда, лицензионные шрифты, много полезной информации и качественная журналистика. Концепция слегка отдает почившим после кризиса Коммерсантовским еженедельником «Столица».

А нормальный толстый каталог выставки стоил также нормально – 350 руб. В этот раз он оказался удачным. Спасибо организаторам-дизайнерам – BIOS Design group и печатникам – типографии «Полиграф-Издат Сервис». Кроме него лежали, разумеется, Publish-и и другая рекламно-дизайнерская литература. Торговля шла бойко…

Кто-то говорил, что на фестивале мало работ от «известных имен», кто-то – что обещали, но не привезли музыкантов, кто-то – что бутерброды невкусные и пива всего 2 сорта. Люди, уставшие от просмотра, грелись на солнышке и обменивались впечатлениями, сидя на ступеньках гранитной набережной и попивая пиво.. В общем-то, день удался. И фестиваль тоже.

P.S. Работы участников, которые вы здесь видите – часть того, что нам больше всего понравилось. Налицо рост мастерства и появление новой талантливой молодежи :-) Авторство и контакты найдете в каталоге Графит-3 или на сайте фестиваля www.graphid.com

Владимир Самойлов
cпециально для Designet.ru
Москва, май 2002

 
up
 
 
 © designet.ru, 2000-2002
 
 

Rambler's Top100
Rambler's Top100