| Теперь я дома – в Питере, отоспался,
пришел в себя после очень напряженных двух недель летней школы. Теперь есть некоторое
время для более спокойного, без суеты, заключительного обзора. Можно вернуться
к событиям «летней школы» и опять, на сей раз умозрительно, погрузиться в атмосферу
нашего двухнедельного сообщества. Сейчас, сидя на своем привычном рабочем
месте, мне даже не верится, что после ежедневных десятичасовых занятий, меня хватало
еще и на то, чтобы письменно делиться своими впечатлениями. Драйв – словечко музыкальное,
но, пожалуй, именно оно наиболее точно подходит для лаконичного описания этих
двух недель. Наверное, именно этот мощнейший эмоциональный заряд, который мы все
получали днем, и помогал мне оставаться на вахте и вести журнал. Конечно,
очень многое из того, что произошло за эти две недели не вошло в мои ежедневные
выпуски, да, и едва ли было возможно вместить в формат краткого репортажа все,
что происходило за день. На нас обрушилось слишком много эмоций и информации.
В очень ограниченный временной отрезок получилось вложить столь многое, что сейчас,
по прошествии двух недель с момента окончания курса, я не перестаю диву даваться
– как и все это произошло всего за две недели?!? Чудеса. Чудеса, однозначно!
А с чего все начиналось? В начале мая на designet'e прочитал информацию о
том, что летом в Крыму планируется двухнедельный интенсивный курс графического
дизайна. В тот же час решил – еду! Фамилии преподавателей не оставляли сомнения
в том, что мероприятие будет совершенно исключительным. И ситуация завертелась.
Помню, с каким трепетом я писал первое письмо Сергею Серову и как радовался его
ответу, когда Сергей Иванович написал, что слышал обо мне... Для меня это было
в высшей степени лестно! Потом, я узнал, что крымский вариант не состоится. Жалко
конечно, но что делать. Раз решил ехать – то уж неважно, где все будет проходить.
Поеду и в Москву, решил я. На московский вариант желающих набиралось
достаточно, и был произведен даже предварительный отбор, в результате которого
нескольким соискателям места в летней школе было отказано. Честно признаться,
я практически не сомневался в том, что меня возьмут, но письма со списком зачисленных
все равно ждал с некоторым волнением. А в предпоследний день наших занятий, когда
уже подходил к концу праздник в кафе Миллениум, Сергей Иванович рассказал мне,
что моя кандидатура обсуждалась, среди тех, кому отказывали в «аудиенции».
Вот те раз! Вот, не ожидал... А по какой-такой причине? Оказалось, что преподаватели
смотрели на возрастной состав группы, и я туда не совсем вписывался по причине
малых лет. Да уж, был бы номер, если бы меня не взяли... Оказывается, опасались,
что я не впишусь в коллектив. Я, честно признаться, слегка обалдел от такой постановки
вопроса. Ладно, главное, что в итоге все кончилось благополучно. Так
вот, когда вопрос решился, и я увидел свое имя в списке зачисленных, конечно стал
с нетерпением ждать отъезда в столицу. О ходе наших занятий вы знаете из моих
ежедневных репортажей. А сейчас несколько слов о том, что осталось за кадром.
Традиционно благодарности ставятся либо в начале, либо в конце текстов, а у меня
они как-то влезли в середину. Есть Могучий Человечище, без помощи которого эти
обзоры либо вообще не вышли, либо могли выйти пост-фактум, что, согласитесь, лишило
бы их актуальности напрочь... Это мой друг Михель Шуленин, который самоотверженно
отдал в мое распоряжение свой комп, свою выделенку и поздними вечерами всячески
поддерживал мой уставший организм добрым словом и холодным пивом.
Более того, все фотографии сделаны его цифровиком. Михель, спасибо тебе от
лица меня и лиц всех заинтересованных прочитателей! Также, огромная благодарность
выносится Володе Самойлову и Саше Матвееву, которые на своем сайте designet .ru
поставили жирную ссылку на мои обзоры. Благодаря им трафик на моем сайте ощутимо
возрос и прочитателей моих репортажей стало значительно больше. В «предвкушении»
я писал, что: «...мне кажется, атмосфера Юга нас бы сплотила больше и само общение
учеников и учителей могло выйти на совсем иной уровень. Иногда, у Учителя за бутылкой
вина можно узнать что-то совсем иное, чем в классе в часы занятий, притом, это
может оказаться ничуть не менее полезным в профессии, нежели знание ПРЕПОДАВАЕМОЕ».
Это я сожалел о том, что не состоялся крымский вариант... Конечно, мы не оказались
в ситуации замкнутой дизайн-коммуны и общения, перетекающего из стен мастерской
на пляж или в бар, но, тем не менее, отношения между учителями и учениками сложились
очень добрые и хорошие. А мы – все, кто приехал учиться, уже на третий день чувствовали
командой.
Я уже говорил, что ход времени в эти две недели для нас ускорился. В первый
день еще ходили поодиночке, во второй уже дружнее, на третий день (есть в этом
какая-то былинная нота), все уже общались, как старые знакомые. Но, по-другому,
по-моему, и быть не могло – мы проводили по десять часов вместе, занимались одним
делом, объединены одной профессией. Вот, о профессии, особо. Дело в том,
что все ученики летней школы, практически без исключений, люди добившиеся определенных
результатов в дизайне, работающее достаточно успешно, активно участвующие в профессиональной
жизни – выставки, каталоги, семинары... Но кроме этого, все мы еще были объединены
еще одним. Это отношение к самим себе, лишенное пафоса. Всегда очень тяжело общаться
с теми, кто относится к собственной персоне чересчур серьезно. А нормальная самоирония,
здравое понимание того, что всегда можно снова залезть в шкуру студента и чему-то
научиться - это хорошее, это правильное качество. Пафос приберегаем для общения
с заказчиком. Теперь об учителях. Возвращаясь к тому дню, когда я впервые
увидел информацию о летней школе, могу сказать, что список имен преподавателей
с самого начала внушал некий трепет. В нем стояли самые известные имена российского
графического дизайна. Вообще, успехом своим это начинание обязано в первую очередь
людям. Как иначе-то! Ценность летней школы именно в том, что каждый из них не
столько «преподавал», сколько «общался» с нами, привнося свой личный, субъективный
взгляд на профессию. Иногда точки зрения учителей на один и тот же вопрос не совпадали.
Так в этом-то и был самый кайф! Не за каноническими же определениями и формулировками
из учебников мы туда ехали. До того, как мы встретились с нашими учителями,
было крайне любопытно, как именно сложится наше общение со звездами отечественного
дизайна. И радостно было потом, что оказались они все очень близкими и чрезвычайно
приятственными в общении людьми. Сергей Иванович стал просто родным – так он о
нас заботился! В советское время так описывали Ленина – Ленин и дети, Ленин и
ходоки... И всем доброе слово скажет, и обо всех позаботится, и для всех родной
и понятный. Вот такой он Сергей Иванович Серов!
Да, вообще, все общение в летней школе было какое-то очень человеческое,
без пафоса и «высокого стиля», что, безусловно, радовало. В моих репортажах мне
хотелось передать именно такую атмосферу хорошего профессионального общения. Судя
по письмам, которые я получал в течение этого времени, я старался не зря. Спасибо
всем, кто читал эти заметки. Надеюсь, вам было интересно. Митя Харшак
www.addesign.ru |