+ 11.07.2002 > Студенты ВАШГД добрались до Чехии
 
  В нашем Брно

Когда мы со студентами Высшей академической школы графического дизайна ехали в поезде навстречу знаменитой биеннале (я – в шестой, студенты – в первый раз) через Беларусь, Польшу, в Чехию, через границы, бесчисленные паспортные проверки, утомительные таможни, они спросили меня: «А почему, собственно, биеннале проводится именно в Брно?».

Официальная версия такова: «С давних пор город Брно является местом, где пересекались культурные пути, проходящие с севера на юг и с запада на восток, и это способствовало диалогу между людьми разных профессий, национальностей и религий. Все это продолжается и поныне.

Брно – город с глубоким культурным фоном, с множеством исторических памятников и красот природы. Дружеская атмосфера, удобное транспортное сообщение со всеми частями мира и многие дpугие факторы способствовали тому, что Бpно стал местом, идеально подходящим для оpганизации международных ярмарок, выставок, конфеpенций, симпозиумов и конгpессов».

      

Это сказал Петp Духонь, мэp гоpода Бpно, на вернисаже Международной биеннале графического дизайна, которая открылась 18 июня 2002 года в Брно уже в 20-й раз. Примерно то же пишется и в путеводителях. Все это – чистая правда. Однако, только половина правды. Студентам я открыл вторую половину: «Потому что там живут Райлихи».

          

Никакие исторические и объективные причины не превратили бы Брно в «столицу графического дизайна», как величают его во время проведения международной биеннале, если бы в этом городе не было одного единственного дома. Яна Райлиха-старшего – основателя и многолетнего президента биеннале (ему сейчас уже 82), и Яна Райлиха-младшего (ему 52), которому основатель биеннале – по возрасту и состоянию здоровья – передал президентство в 90-е годы. Дом Райлихов в Брно – настоящий Тёплый дом, и именно он является сердцем Международной биеннале графического дизайна.

          

Однако, увы, – Ян Райлих-младший уже вторую биеннале как не президент. Новые руководители Моравской галереи и более молодые чешские коллеги оттеснили Райлихов от их выставки, давно уже завоевавшей мировую известность и получившую стабильное государственное финансирование. И, боюсь, как бы не погубили ее. Мне бы этого очень не хотелось. Я уже говорил, наша «Золотая пчела» своим появлением на свет во многом обязана биеннале в Брно, которая произвела ошеломляющее впечатление, когда в 1990 году я впервые в жизни попал за границу.

     

Где я только не побывал с тех пор, но Брно так и остается первой любовью. Да и не только «Золотая пчела» – что бы я ни делал в области графического дизайна в 90-е годы – журналы, выставки, акции, конкурсы, школу – все это родом из Брно, все обязано благорастворению воздухов всемирного профессионального праздника, высокому уровню культурных образцов, преблагословенному покою, миру и тишине выставочных залов...



На этот раз все, вроде бы, было как всегда или почти как всегда, а вот праздника было меньше, гораздо меньше. А хотелось бы – больше, потому что биеннале – юбилейная, и я ожидал, что увижусь-повидаюсь, познакомлю студентов со всеми, с кем не раз уже встречался в Брно: с Сигео Фукудой, Аланом Флетчером, Сеймуром Хвастом, Полей Шер, Джеймсом Виктори, Иваном Чермаевым, Кари Пииппо, Тапани Аартомаа, Лехом Маевским, Чазом Мавиан-Дэвисом, Сантьягой Полом, Никлаусом Трокслером, Кеном Кейто, Гертом Думбаром, Беном Босом и с многими-многими другими героями нашей профессии, о которых студенты лишь рефераты писали или работы которых в журналах и альбомах видели.

Я ожидал, что юбилейная биеннале соберет всех великих, любимых. Увы, на этот раз гостей оказалось не больше, а меньше, чем обычно. Мелькнул на горизонте У.Г.Сато, наутро после вернисажа уехали Алан Ле Кернек, Мишель Буве, Хельмут Лангер, всего на день задержались Уве Лёш и Питер Поч... Но самое главное – раньше все всегда были вместе: гости плавно и последовательно перемещались из одной галереи в другую, от одного вернисажа к другому – одной дружной замечательной компанией с бокалами шампанского в руках.



Теперь же три организатора биеннале – Моравская галерея, Чешский дизайн-центр и ИКОГРАДА – проводили свои мероприятия в разных местах, и почти никакой информации, никакой координации... Одни сидели на конференции «Идентичность /Целостность», за участие в которой организаторы впервые попытались содрать немалые деньги и лишь распугали всех гостей. Другие – на симпозиуме по дизайн-образованию «Будущее образования в области дизайна», который положил начало процессу создания глобальной сети учебных заведений в области гpафического дизайна. Третьи – на семинаpе «Поверх барьеров: дизайн в Центpальной и Восточной Евpопе», на котором докладчики из Хорватии, Эстонии, Венгрии, Югославии, Словакии, Словении, Чешской Республики рассказывали о современном положении дел в профессии.

Блистательное шоу о графическом дизайне Украины и о Международной триеннале экологической графики и плаката в Харькове «Четвертый блок» показал здесь президент триеннале профессор Олег Векленко. Если бы Посольство Чешской республики в Москве вдруг не заклинило на Петре Банкове, который был приглашен на этот семинар докладчиком, но так и не получил визу в Чехию, то там была бы и презентация о графическом дизайне России...

Но студенты недолива праздника не заметили, и были абсолютно счастливы. У них было свое мероприятие, которое поглотило их целиком – пятидневные student's workshops (не знаю, как перевести – мастерские, проектные семинары, мастер-классы, интенсивные курсы, совместная учебно-проектная работа в интернациональных командах под руководством мастеров дизайна из разных стран).

Одной такой командой руководил профессор Ян Райлих-младший. Студенты проектировали плакаты на тему Брно как места встречи Востока и Запада. Эта тема была сквозной для всех мастерских. Наших студентов у него, кажется, не было, их тянуло не к братьям-славянам, а к более экзотической географии.
Другую workshop вели Вильям Харальд-Вонг из далекого неведомого города Куала-Лумпур в Малазии и недавний президент ИКОГРАДА Ги Шокарт из Бельгии. Они сделали акцент на необходимость одновременно передать в проектах и интернациональность и чешскую национальную идентичность Брно.

 





Наши Аня Шиганова и Оля Зирко сделали здесь буклет про маленькие забавные галочки, палочки и кружочки, которые чехи ставят над латинскими буквами, превращая их в свои. А Дамир Залялетдинов соорудил картонный знак, который, с одной стороны, представлял собой стандартного дизайнерского всечеловечка, переходящего дорогу, а с другой – того же человечка, но с дорожных знаков в Брно – в шляпе, с пузиком, с неровной походкой, как будто только что вышедшего из пивной. Одного он покрасил в цвета звездно-синего европейского флага, другого – в красно-белые полоски с флага и герба города Брно.

Следующей workshop руководили молодые датчане Расмус Коч и Адриан Такман. Они поставили задачу спроектировать гарнитуру шрифта на ту самую же общую тему и оставить с его помощью о себе память на университетском заборе. Оля Гриценко, Лиза Мамонтова, Лина Абдурахманова, Саша Новожёнова и Рома Литвинов с честью справились с этой задачей – педагоги только и говорили другим студентам: идите, посмотрите, как русские делают.

Однако, самой обаятельной и привлекательной оказалась мастерская корейца Ан Санг-Су из Сеула и поляка Владислава Плуты из Кракова, куда понабилось множество наших: Наташа Шендрик, Катя Гончар, Паша Антипова, Дима Кавко, Наташа Леонова, Наташа Ходыкина, Таня Татаренко, Аня Версотская, Надя Беляева, Маша Гладкова, Наташа Герасименко. Чего только не вытворяли в этой мастерской! Ан Санг-Су, доктоp философии в Унивеpситете Ханянг, почетный доктоp дизайна в Унивеpситете Кингстон, пpофессоp Унивеpситета Хонг-Ик – прописал всем студентам спать часа по два после обеда – прямо на полу в аудиториях.



Он заводил им классическую музыку, потом просил зарисовывать свои просоночные видения. Студенты писали на доске слова, выражающие чувства на разных языках, а потом пытались выразить эти чувства на языке телодвижений. «Вы не станете хорошими дизайнерами, – говорил студентам Ан, – если не научитесь думать не только головой, но и всем телом». Он (Ан) отправлял студентов в сад, где они должны были искать нетрадиционные инструменты и материалы для рисования. Потом Владислав Плута учил студентов танцевать польку, которую они танцевали на заключительной презентации, где зажигали свечи перед каждой работой и дружно задували их как именинный торт.



Студенты ВАШГД – а вместе с «группой поддержки»из друзей и бывших выпускников их было больше 30 – оказались самой многочисленной делегацией в Брно. Двенадцать студентов привез из Харькова Олег Векленко. Из других стран было от одного до шести-семи участников. Но это была та еще география: Греция и Гондурас, Германия и США, Ливан и Литва... Встреча «Восток-Запад», встреча национальностей, языков, цивилизаций состоялась как встреча друзей, коллег, дизайнеров. На студенческом уровне праздник удался на славу. Последует ли продолжение?

Вечерами мы с Эркеном Кагаровым, Сашей Островской, Евгением Добровинским, Галиной Буниной бродили по остывающему от дневной жары городу и то там, то здесь натыкались на группки своих студентов, которые все никак не могли остыть от дневных занятий и горячо делились впечатлениями. «Мы все безумно счастливы!». «Мы просто в шоке!». «Это удивительное приключение!». «Мы становимся другими людьми!». «Это именно то, зачем мы сюда приехали!».

Эркен Кагаров подытожил свои впечатления примерно в том же духе: «Я могу сказать про настроение, которое будет теперь доминирующим для меня в ближайшее время. Оно выражается фразой: пьяный воздух свободы...». Надеюсь, он не сыграет с ним, как с профессором Плейшнером злую шутку. Да ведь и войны уже как будто нет.

На обратном пути мы, как я обычно это делал, задержались на день в красавице-Праге, которая в архитектурном отношении, конечно же, намного превосходит Брно. Но студенты неожиданно для меня оказались иного мнения: «В Брно нам больше понравилось. Ведь это же наш город!»

с е р. и в.
с е р о в
serov@mega.ru

первоисточники:
http://sidi.hongik.ac.kr/~ssahn2/bbs3/bbs.cgi?db=1
http://www.bienale-brno.cz
http://www.brno2002.cz
http://www.icograda.org

 
  comment

> Добавить нечего, «wish you we here»...
 
up
 
 
  © designet.ru, 2000-2002
 
 

Rambler's Top100
Rambler's Top100